Гексли-Паскаль-ЛЭВФ

1. Введение

В данной статье рассмотрены особенности одного конкретного человека, обладающего соционическим и психософским типами ИЭЭ-ЛЭВФ. (Вопреки заголовку, речь пойдет не о проявлении сочетания этих типов вообще, а о том, как они проявляются у определенного человека.)

Стоит отметить, что на написание данной статьи автора вдохновила работа В. Данченко «Блеск и нищета магов, или инструкция по технике безопасности при работе с Витей А», поэтому этот конкретный человек в ходе повествования будет именоваться Витей Б.

В рамках данной статьи рассматриваются некоторые аспекты работы блока соционических функций ЧИ+БЭ (в большей степени), некоторые аспекты работы ПС-функций (в меньшей степени), а также личностные особенности.

Хотелось бы подчеркнуть, что автор не претендует ни на полноту описания проявлений соционических и ПС-функций, ни на полноту раскрытия личности описываемого субъекта.

Отличительная особенность данного материала заключается в том, что в нем рассматривается неочевидная специфика работы блока функций ЧИ+БЭ, а также несоответствия между внешними проявлениями и внутренней сутью.

Повествование в статье будет вестись от первого лица. Также повествование будет вестись в настоящем времени, хотя описываемые события остались в сравнительно недалеком прошлом.

 

1.1. Уведомление об освещении темных сторон

В процессе разбора несоответствия между внешними проявлениями и действительной сущностью будут освещены некоторые неприглядные свойства личности рассматриваемого субъекта.

 

2. Фабрика грез

Витя Б вводит окружающих в заблуждение относительно своей истинной сущности и своих действительных намерений — вместо настоящего себя Витя демонстрирует публике фиктивный иллюзорный Образ, реальные действия камуфлируются и скрываются за дымовыми завесами, а истинные цели расходятся с декларируемыми.

Кроме того, Витя способен вкладывать в окружающих качества, которыми те в действительности не обладают, приписывать им поступки, которых на самом деле не было, а фактические события интерпретировать таким образом, чтобы представлять их в выгодном для себя свете.

Витя также обладает способностью подлаживаться под нужный ему круг общения и под конкретного человека.

Общаясь с Витей, чувствуешь себя не только свидетелем, но и непосредственным участником своего рода театрализованного представления, в котором всё идет по Витиному сценарию и в котором тебе приходится играть уготованную им роль.

Предлагаемая ниже небольшая экскурсия за кулисы позволит рассмотреть подробнее, каким образом осуществляются вышеуказанные операции, а также увидеть, кто за ними стоит.

 

3. Иллюзорный Образ

Очень большое внимание уделяется формированию и поддержанию искусственного идеализированного Образа себя: Витя как бы старается расписать самого себя в самых радужных красках, приписывая себе качества, умения и способности, которыми в реальности никогда в жизни не обладал.

Можно сказать, что Витя пользуется подложным Образом, замещающим собой его истинное лицо, и старается убедить окружающих в том, что этот идеализированный иллюзорный Образ — это и есть он сам.

Образ этот выглядит достаточно правдоподобно, однако постепенно становится всё более очевидным, что истинной сущности Вити он не соответствует.

Кроме того, со временем обнаруживается расхождение между Образом и реальными Витиными поступками (например, в составе Витиного идеализированного иллюзорного Образа имеются такие качества, как тщательность и большое внимание к деталям, в то время как реальными делами это не подтверждается).

Таким образом, со временем ситуация складывается так, что из-за большого несоответствия между самим Витей и его самодельным идеализированным Образом этот Образ начинает, можно сказать, отделяться от своего создателя и сюрреалистически повисать в воздухе на приличном от него расстоянии.

Для лучшего понимания описываемого феномена те, кто знаком с произведением «Волшебник Изумрудного города», могут вспомнить, как Гудвин демонстрировал посетителями своего дворца впечатляющих кукол, находясь тем временем за ширмой.

Гексли-Паскаль (ИЭЭ-ЛЭВФ): иллюзорный Образ

 

3.1. Общение через иллюзорный Образ

Витя предлагает окружающим общаться не с ним самим, а с его иллюзорным Образом. Можно использовать такую метафору: настоящий Витя находится за ширмой, показывая из-за нее фантомный Образ себя, куклу, и предлагает общаться с ней.

(На всякий случай уточню, что иллюзорный Образ представляет собой совокупность человеческих качеств, которые все вместе взятые вырисовывают определенный образ, характер человека, так что никакой мистики здесь нет.)

 

3.2. Манипуляции иллюзорными Образами

Витя практикует создание иллюзорных Образов не только для себя, но и для других людей. Но если для себя он создает чрезвычайно привлекательный и комплиментарный Образ, то остальным Образы в основном достаются не самые лучшие.

В частности, Витя удостоил созданием иллюзорного Образа автора данной статьи — если вкратце, это Образ очень недалекого и мало на что способного человека.

В мой иллюзорный Образ Витя вложил не самые лучшие качества, которыми я в действительности не обладаю, но которые ему выгодно было бы во мне видеть. И точно так же, как Витя пытается убедить меня в том, что его великолепный иллюзорный Образ — это и есть он, Витя, — вот точно так же он пытается убедить меня и в том, что «заботливо» слепленный им неказистый образ меня — это и есть я.

По всей видимости, формирование нужных Образов обеспечивается блоком ЧИ+БЭ.

Вылепливание таких иллюзорных Образов позволяет Вите создавать определенную дельту между собой и другими людьми и добиваться таким образом своеобразного превосходства.

Нужно сказать, что создание Образов — это не единоразовое действие, а именно что постоянный труд — Витя неустанно за ними следит и при необходимости освежает и обновляет — например, при обнаружении каких-либо моих новых достоинств или успехов мой Образ начинает умаляться, что позволяет их несколько нивелировать.

 

4. PR-служба

У разного рода важных персон имеется собственная PR-служба, которая заботится о создании положительного имиджа доверенного ей лица в глазах широкой публики, занимается рихтовкой его огрехов, трактовкой тех или иных поступков в положительном ключе и т. д.

Витя же, можно сказать, сам себе PR-служба и сам себе пресс-секретарь — он может любой свой поступок, даже самый сомнительный, обставить в самом выгодном свете и подать как необычайное благодеяние для своего окружения и даже всего прогрессивного человечества.

Рассмотрим вкратце основные аспекты работы личной Витиной PR-службы:

  • PR хороших поступков и различных успехов: Витя заботится о том, чтобы информация о его даже незначительных благих поступках и достижениях достигла ушей как можно большего количества людей.
  • Работа с масштабами: даже небольшое сделанное Витей дело масштабируется практически до уровня подвига. Дела же, других, наоборот, умаляются и превращаются в практически незаметную точку. Масштабируются и недостатки — Витя камуфлирует, приуменьшает свои ошибки и недостатки, однако даже малейшая ошибка другого человека может быть преувеличена до уровня непоправимой катастрофы.
  • Работа на контрастах: проводится сравнение Вити с кем-то другим, в результате которого Витя оказывается на первом месте и очень выигрышно смотрится на чьем-то фоне. Другой вариант работы на контрастах: сделать так, чтобы оппонент бледно выглядел на чьем-либо фоне.
  • Интерпретация событий в нужном Вите ключе, подача фактов под нужным углом, при необходимости фальсификация фактов.
  • Фальсификация удобных для Вити фактов, приписывание другим людям не существующих в действительности неблаговидных поступков и отрицательных качеств, оговоры и черный PR в целом.

Остановимся подробнее на двух приемах PR-службы:

 

4.1. Интерпретация событий в нужном ключе

Суть этого приема состоит в том, чтобы трактовать события в ином ключе, придавать им другой смысл.

На приведенной ниже фотографии изображена девушка, испугавшаяся мумии, однако в результате шутливой интерпретации эта ситуация обставлена так, что перед нами предстает губящая людей злодейка, вершащая свое черное дело:

Гексли-Паскаль: PR-служба (творческая белая этика)

Витя делает практически то же самое — при необходимости он может представлять ситуацию не такой, какова она есть на самом деле, а с тем расчетом, чтобы предстать в наиболее выгодном свете и/или выставить своего визави в невыгодном.

По всей видимости, Витя может обставлять подобным образом практически любые ситуации.

 

4.2. Работа на контрастах

Работа на контрастах — это по существу сравнение одного человека с другим. Она делается либо для того, чтобы Витя мог выгодно выглядеть на фоне других, либо для того, чтобы дать понять своему визави, что он мало что из себя представляет.

К примеру, со мной эту работу Витя проводил очень плотно — куда ни глянь, за что ни возьмись, если верить Вите, я решительно всегда, всем и во всём уступал — ему самому, Ивану Ивановичу или какому-либо авторитету.

(Причем самое интересное, что в действительности всё складывалось совершенно иным образом, нежели пытался представить Витя.)

 

4.3. Корректирование реальности PR-службой

Витя постоянно пытается подкорректировать не устраивающую его действительность с помощью своей PR-службы, которая отображает всё, мягко говоря, в довольно видоизменном виде.

(На всякий случай уточню, что под PR-службой подразумевается один из аспектов функционирования творческой БЭ.)

Хотя эта PR-служба вполне исправно преподносит Витю и его поступки в радужных красках, а окружающим придает бледный неказистый облик, со временем становится всё более очевидным большое расхождение между этими рукотворными PR-миражами и действительностью.

Общая ситуация складывается таким образом, что существующие в действительности люди и дела отходят на второй план, уступая место иллюзорным Образам и фантомным поступкам.

Отсюда возникает впечатление, что Вите важно не то, кто он есть и что он делает, а то, как он подает себя и обставляет свои и чужие действия, и отсюда, на мой взгляд, возникает своего рода соблазн увлечения миражами и иллюзиями, которые творить намного проще, чем быть кем-то в действительности.

 

5. Самореклама

Очень большое внимание уделяется саморекламе — у Вити имеется богатый арсенал приемов для произведения положительного впечатления: от совершенно неприкрытого пения дифирамбов в свой адрес до неявного, косвенного наведения собеседника на мысли о том, какой Витя замечательный человек и большой знаток своего дела.

Нужно сказать, что в большинстве случаев Витя действует достаточно тонко — на практике это выглядит как аккуратное вплетение в ход всех речей саморекламных месседжей, с помощью которых он старается незаметно, исподволь, произвести нужное впечатление и сформировать о себе высокое мнение.

 

6. Ложная компетентность и массовый гипноз

Есть такой фильм с Ди Каприо и Томом Хэнксом — «Поймай меня, если сможешь», в котором герой Ди Каприо совершенно непринужденно перевоплощался то в учителя, то в летчика, то в доктора, то в агента ФБР.

Витя умеет делать нечто подобное — причем Витя умеет не просто изображать из себя искушенного эксперта в вопросах, в которых на самом деле разбирается очень поверхностно, но и заставить поверить в это достаточно большое количество людей и суметь снискать себе известность в качестве Гуру.

Автор данной статьи в свое время тоже считал Витю большим знатоком в некоторых областях и даже почти молился на него как на Гуру, и лишь спустя довольно продолжительное время понял, что он не в курсе даже самых элементарных вещей и не в состоянии совершить в «областях своей компетентности» даже самые простые действия.

Я сам не до конца понимаю, как это у Вити получается, но хочется сказать, что это, наверное, в какой-то степени искусство — придавать весьма скромным умениям видимость чего-то фундаментального и масштабного, а поверхностным познаниям придавать иллюзию глубины.

Иногда кажется невероятным, что какая-то иллюзия может подминать под себя реальность, однако Витя это постоянно и успешно демонстрирует — в чем Витя действительно несомненный эксперт, так это в умении создавать видимость и подавать себя.

 

7. Круги общения

В сказках разных народов повествуется об оборотнях — ударится такой оборотень оземь, и превратился в добра молодца, ударится еще раз — обернется чудищем страшным.

Витя по существу обладает схожими способностями, поскольку в зависимости от обстоятельств он может проявляться совершенно по-разному (стоит отметить, что при этом меняются только внешние проявления, а не внутренняя суть).

Схематически можно выделить 3 основных круга общения, в которых Витя проявляется различным образом:

7.1. Близкий круг — «в домашнем». В этом круге Витя больше всего похож на настоящего себя и часто демонстрирует манеру коммуникации а-ля уличная шпана, в которой присутствуют — назову всё своими именами — хамство, грубость, вульгарность, бесцеремонность, стремление самоутвердиться за чужой счет.

7.2. Средний круг — «при параде». На более длинной дистанции общения Витя старается быть при всем параде и выглядеть наиболее достойным образом. Он умеет создавать о себе высокое мнение и при необходимости очаровывать и заводить знакомства с практически любыми нужными ему людьми, среди которых есть не самые последние персоны даже по меркам РФ.

В этом круге Витю знают по его искусственному идеализированному иллюзорному Образу, с которым сам Витя не имеет ничего общего, по работе его PR-службы, которая подает его в самом привлекательном виде, и по искусно формируемым саморекламным месседжам.

(К слову, возможно, что иллюзорный Образ у Вити не один — может быть, их бесчисленное множество на случай различных обстоятельств.)

7.3. Дальний круг — «рабовладелец среди афроамериканских невольников». К людям, не входящих в круг интересов, у Вити отношение самое циничное — они рассматриваются в качестве овец для стрижки, расходного материала для удовлетворения потребностей.

По отношению к людям этого круга Витя считает возможным делать всё что угодно. Здесь можно привести ряд иллюстрирующих примеров, в том числе откровенно криминального характера.

 

8. Бесформенность

Возникает впечатление, что у Вити отсутствуют собственные внутренние границы и рамки, поэтому в качестве фактора, сдерживающего Витю от сомнительных поступков, выступают только внешние обстоятельства.

И если под нажимом этих внешних обстоятельств Витя будет ходить на цыпочках, то при их ослаблении он тут же развернется по полной программе.

Попробую проиллюстрировать эту мысль с помощью метафор с газом и водой.

 

8.1. Неограниченное расширение

Газ, как известно, стремится неограниченно расширяться, занимая весь предоставленный ему объем. Витина экспансия обладает похожим свойством — по умолчанию она выставлена на максимально возможный уровень, который будет убавляться только в том случае, если перед Витей появится какая-либо внешняя преграда.

Это выглядит примерно следующим образом:

— Как вас зовут? — спросил Антон очень мягко. Ему не нравилось, что пленник до сих пор чувствует себя неуверенно и, несомненно, испытывает страх.

— Хайра. — ответил он и перестал переминаться…

— Вы не должны бояться, продолжал Антон. — Мы не сделаем вам ничего дурного.

На лице пленника явно проступила надменность…

— Почему не несут варенье? — осведомился Хайра в пространство. — И пусть все молчат, когда я буду спрашивать…

— Вы думаете, — растерянно спросил Антон, — принести ему варенья?

…Саул повернулся к Антону. — Вы избрали неправильный путь, мальчики, — проговорил он… — Его рука мягко опустилась на шею Хайры. На лице Хайры мелькнуло беспокойство.

— Это же питекантроп. Мягкое обращение он принимает за слабость.

…Саул мощным рывком поднял его на ноги. …Хайра снова сложил руки на груди и заискивающе улыбался.

(с) сокращенная выдержка из книги А. и Б. Стругацких «Попытка к бегству»

Витя не оценит уступки (и тем более не стоит ждать от него того же в ответ) — они расцениваются только как сигнал к дальнейшему наступлению, и Витя не обычный цивилизованный человек, на которого можно повлиять простыми вежливыми просьбами.

 

8.2. Сила тяжести

В какой бы дорогой и как угодно красиво оформленный сосуд ни была налита вода, если он треснет, жидкость выльется, потеряет былую изящную форму и примет вид лужи.

Сосуд можно уподобить обстоятельствам, а Витю — воде: если под диктовкой сложившейся ситуации Витя может производить обманчивое впечатление совершеннейшего ангела, то при ослаблении внешнего контроля он, будучи не в силах совладать с силой тяжести, упрется о землю руками, и все его дальнейшие слова и поступки будут обуславливаться этим положением.

Вообще эта бесформенность, это отсутствие собственных внутренних рамок и границ вселяет некоторое подсознательное беспокойство, потому что чувствуется, что в случае ослабления внешнего контроля этот человек будет, пожалуй, способен абсолютно на всё.

 

9. На лицо добрые, ужасные внутри

Истинная сущность, манеры, моральные и нравственные установки, уровень культуры, круг интересов, мировоззрение, глубина и богатство внутреннего мира у Вити примерно такие же, как у среднего представителя уличной шпаны.

По внутренней сущности своей Витя представляет собой чистого питекантропа, только-только выбравшегося из пещеры, однако благодаря мастерскому мимикрированию и умению себя преподносить он может производить благоприятное впечатление и создавать о себе самое высокое мнение.

Витя постоянно пытается скрыть истинного себя по оболочкой самодельного рекламного образа и тщится изобразить из себя нечто большее, чем он есть на деле.

И вот эта внутренняя аморальность вкупе с умением облекаться во внешне приятное парадное обличие делает Витю некоторым подобием волка в овечьей шкуре.

 

10. Подстройка под собеседника

Чрезвычайно большое внимание уделяется речевой коммуникации — Витя очень тщательно подходит к выбору слов и очень хорошо понимает, кому, как и что говорить, чтобы достичь нужного эффекта именно в конкретной ситуации и для конкретного человека.

Витя также умеет подлаживаться под собеседника и говорить именно то, что он хотел бы услышать (но это необязательно будет правдой и необязательно Витя будет говорить то, что думает).

Однако иногда при таком подлаживании случаются накладки — порой Витя забывается и начинает говорить то, что думает в действительности (тогда можно услышать довольно циничные высказывания), но затем спохватывается и начинает переводить речь в другое, более медовое, русло.

(В целом подлаживание проводится довольно искусно — если бы Витя изредка не забывался и затем не спохватывался, я, наверное, так и не понял бы, что оно практикуется.)

Нужно отметить, что при всей филигранной отточенности речей Витя, как это ни парадоксально, довольно щедр на разного рода бранные эпитеты, и это сильно снижает благоприятное впечатление от его медоточивых излияний.

 

11. Тотальное надувательство

Витей практикуется тотальное, всеохватывающее и всеобъемлющее надувательство по всем фронтам, имеющее широчайший спектр, начинающийся с создания фиктивного идеализированного Образа самого себя и заканчивающийся деяниями, предусмотренными УК.

Между краями этого спектра имеется широкое разнообразие видов и способов надувательства — наверное, всех, какие только бывают на этой грешной земле.

Стоит отметить, что прямое откровенное надувательство в этом спектре занимает не самую заметную часть — предпочтение отдается тонким, неявным, завуалированным способам, так как их сложнее идентифицировать и выявлять.

Все эти виды и способы надувательств представляют собой средства, с помощью которых Витя идет по жизни и достигает своих целей.

 

11.1. Право хитрейшего

Одним из заметных видов надувательства в спектре является хитрость — создается впечатление, что Витя не только не считает зазорным действовать хитростью, но и, напротив, почитает достижение целей хитростью и вообще носоводительство за своего рода признак интеллектуального превосходства.

 

12. Фоновое недовольство

Витя испытывает потребность поносить, обвинять и уличать — и безразлично, кого и по каким причинам. Вернее, что касается причин, то выходит так, что Витя обвиняет и уличает окружающих в своих же собственных недостатках.

Обычно это выглядит как глухое фоновое недовольство, хотя порой оно перерастает в буйный, сметающий всё на своем пути вихрь.

Судя по тому, что Витя практикует обвинение и уличение в собственных же грехах, это идет вынесенная наружу борьба с внутренними демонами — находящиеся внутри Вити проблемы просто проецируются на окружающих.

При всём при этом, как это ни странно, Витя со стороны кажется практически счастливым человеком, довольным собой и миром, что вызывает некоторый когнитивный диссонанс. Кроме того, Витина PR-служба старается обставлять этот процесс таким образом, чтобы Витя при этом выгодно смотрелся на фоне других людей.

 

13. Под напряжением

Неисправный трансформатор может время от времени искрить и потрескивать, и находиться рядом с таким устройством должно быть довольно неуютно, потому что в принципе он способен закоротить и взорваться.

По существу пребывание рядом с Витей схоже с пребыванием подле такого неисправного трансформатора — свойственное каждому человеку течение биоэнергии ощущается как неровное, дрожащее, прерывистое — Витя буквально наэлектризовывает воздух, и создается впечатление, что рано или поздно всё-таки должно случиться замыкание и произойти взрыв.

И такие короткие замыкания с последующими взрывами действительно время от времени случаются — тогда Витя в состоянии какого-то буйного ожесточенного исступления начинает выкрикивать различного рода бранные эпитеты и обвинения-проекции.

Это выглядит действительно как настоящий взрыв, во время которого воздух буквально рассекается энергетическими осколками, состоящими из негативных эмоций. В такие моменты создается впечатление, что Витя вот-вот начнет громить и крушить всё вокруг, хотя до такого всё же не доходит.

 

14. Холодное солнце

Витя старается играть роль легкого, светлого, жизнерадостного, доброжелательного, открытого человека с широко распахнутой всем ветрам душой, широким жестом приглашающего всех полюбоваться на красоту и совершенство окружающего мира. От него довольно часто можно услышать прекраснодушные сентенции в духе «как прекрасен этот мир, посмотри…».

Действительная же Витина сущность полностью антонимична этой роли — за ним стелется тяжелый шлейф досады и недовольства, а во внутреннем мире царит мрачность, ожесточенность и холодная опустошенность.

Что же касается кажущейся Витиной открытости — это только внешнее обманчивое впечатление, это всё только игра на публику, во время которой настоящий Витя внимательно изучает саму публику откуда-то из-за портьеры.

 

15. Декаданс

Позволю себе еще раз вторгнуться в Витин внутренний мир и сделать ещё несколько субъективных замечаний относительно его внутренней сущности: несмотря на кажущуюся энергичность и жизнерадостность, Витя производит впечатление умирающего человека, но умирающего не телесно, а душевно.

Внутри Вити находятся оставленные всякой жизнью мрачные холодные руины — место, где должна находиться живая теплая человеческая душа, разорено и пустынно, а то немногое, что от нее осталось, носит на себе признаки распада.

От этой темной безжизненной пустыни веет могильным холодом, а сама она заполнена бутафорией и населена разнообразными миражами и иллюзиями — кажущейся жизнерадостности, прекраснодушия и подобных других.

Всё это создает довольно гнетущее впечатление — во-первых, из-за когнитивного диссонанса, когда при подобном раскладе человек играет роль жизнерадостного оптимиста, а во-вторых, из-за ощущения непоправимости, когда понимаешь, что с этим обстоятельством ничего нельзя поделать.

 

16. PR-миражи и реальность

Витя любит изображать из себя прогрессивно и широко мыслящего человека, говорить о возвышенных идеалах и употреблять красивые и громкие слова, однако на деле Витины интересы достаточно эгоистичны и начинаются и заканчиваются в области собственного благополучия.

Витя настолько преуспевает в создании PR-миражей, что порой может создаться впечатление, что он готов ради тебя снять с себя самую последнюю рубашку, однако это не более чем поза — в действительности если Витя последнюю рубашку и снимет, то разве что с кого-нибудь другого.

В чем состоит недоработка PR-службы, так это в несоответствии между декларируемыми «души прекрасными порывами» и фактическими поступками — Витя очень заботится о том, чтобы красиво выглядеть, но совершенно не заботится о том, чтобы его реальные дела хотя бы не слишком сильно противоречили этим прекрасным PR-миражам.

 

17. Контроль над сознанием и манипулирование

Витя редко когда обозначает свои намерения в открытую и предпочитает не открытое взаимодействие, а тайное манипулирование откуда-то из-за занавеса.

Один из наиболее часто используемых способов манипулирования состоит в том, чтобы незаметно подтолкнуть своего визави к краешку какого-либо дела, чтобы он затем нечувствительно для самого себя втянулся в него поглубже и в конце концов начал делать то, что нужно Вите.

Витя вообще, несмотря на кажущуюся распахнутую душу и открытость для всех и каждого, очень себе на уме и склонен утаивать свои истинные намерения, а также вести тихую деятельность, о проведении которой порой можно судить лишь косвенно, по возникающей на поверхности легкой ряби.

 

17.1. «Они для меня»

Под декоративным образом неравнодушного радетеля Витя проводит политику, которую можно охарактеризовать фразой «они для меня» — создается впечатление, что Витя полагает, что мир и люди в нем существуют только ради того, чтобы удовлетворять его потребности — явно и неявно в его речах и делах звучит рефрен «я», «мне», «мое», «принеси», «подай», «сделай для меня».

По существу реальный круг Витиных интересов замыкается на нем же самом, и Витя, судя по всему, считает, что ради удовлетворения его потребностей хороши любые средства, в том числе несущие ущерб для других.

Другие же люди являются для Вити, можно сказать, расходным материалом, статистами, разменными пешками, и отношение к ним у Вити довольно прагматичное — он ценит хороших людей, но ценит, так сказать, с утилитарной позиции.

 

17.2. Экспансия с критическим разносом

Витей практикуется бесцеремонное вторжение и в физическое, и психологическое пространство с непременной последующей критикой.

(Возможно, что это и не рассматривается как вторжение и каким-то невероятным образом чужие жизни и чужие вещи Витя считает своей личной собственностью.)

Витя, например, может, войдя в квартиру, бесцеремонно рыться в вещах, увидеть среди них что-нибудь подходящее для себя и безапелляционно потребовать в подарок на день рождения, долго и со смаком критиковать неудачное, по его мнению, использование компьютера.

Также Витя периодически делает критические разносы по поводу того, что я неправильно мыслю и живу.

Выглядит эта экспансия примерно так:

Дверь открыли ногой. Незнакомый тип прошел на кухню, сел, не дожидаясь приглашения и заявил:

— Неуютно у вас тут. И… — он потянулся, отобрал чашку чая, отхлебнул, — Вот я чаю вашего отхлебнул — отстой. Заварки надо больше ложить. А сахару меньше. Хозяин квартиры ошалел от такого напора и промямлил:

— Я так чай люблю… Что здесь происходит, а? Чем обязан? Вы кто?

(с) http://frumich.livejournal.com/114332.html

 

17.3. Тихая психологическая обработка

Витя довольно нетерпим к образу жизни и мышления других людей и старается насаждать свои взгляды на жизнь, а также склонен к тому, чтобы поучать, наставлять и указывать — причем даже в тех сферах, в которых сам разбирается не блестяще.

Помимо открытого и довольно агрессивного насаждения своих взглядов Витя также практикует тихое промывание мозгов — он старается незаметно поменять мировоззрение, изменить взгляд на окружающую действительность, внедрить свои установки. Мне сложно выразить собственными словами, каким образом он это проделывает, поэтому процитирую отрывок из статьи В. Данченко «Блеск и нищета магов, или Инструкция по технике безопасности при работе с Витей А»:

3.3.9.1 Хронический ментальный вампиризм, иначе называемый также «промыванием мозгов», — это планомерное вымывание из жертвы ее ментальных программ вроде взглядов на жизнь, на людей, на события, ситуации и т.д. с последующим замещением их ментальными программами мага.

3.3.9.2 В отличие от острой ментальной агрессии, направленной на сознание жертвы, хроническое перепрограммирование ее установок — гораздо более тонкий процесс, который может вообще не касаться сознания, действуя, например, «к делу не относящимися» лирическими отступлениями, «случайными» воспоминаниями, оговорками, умело поставленными легкими акцентами и т.д., то есть формируя необходимые образы непосредственно на уровне подсознания в обход сознательному контролю.

Таким образом Витя старается незаметно изменить мои взгляды буквально на все стороны жизни.

Витя Б также старается внушить мне мысль о моей никчемности и несостоятельности — процитирую эту же статью В. Данченко:

5.10.1.3 Эффект «положительных усилий» был явно недостаточным; очевидно, в случае с Гелой методика была еще не отработана. Требуемый эффект принесли «отрицательные усилия», когда Витя А, оставив попытки пробить броню этого «астрального танка», забрался внутрь, где обнаружил наиболее важную и наименее защищенную деталь — свечу зажигания, веру в себя. Ее-то он и вывинтил.

5.10.1.4 Это было достигнуто путем различных форм ментального вампиризма: в ходе такой обработки в Гелу была заложена необходимая основная программа о ее личном Ничтожестве, Несостоятельности, Никчемности и т.д. и т.п., а также об окружающих ее Авторитетах.

Полагаю, что за подобную тихую психологическую обработку отвечает блок ЧИ+БЭ — вероятно, по существу это то же самое корректирование реальности PR-службой, описанное в п. 4.3., только осуществляемое в несколько иной форме.

Что же касается причин таких действий, могу предложить, что они позволяют «размягчить» человека, чтобы из него потом можно было лепить что угодно, то есть, другими словами, сделать его более податливым для манипулирования.

Если опять вспомнить про «Волшебника Изумрудного города», то я бы сравнил подобную обработку с попыткой надеть на меня специальные очки с зелеными фильтрами, через которые я видел бы всё в нужном свете.

 

17.4. Кукловодство

Создается впечатление, что Витя воспринимает людей в качестве вещей, в качестве безвольных несамостоятельных марионеток, к которым нужно незаметно прикрепить ниточки, чтобы затем откуда-то из-за занавеса тихо ими управлять.

Вообще от Вити порой остается впечатление бурной, но тихой подковерной деятельности, когда он норовит незаметно куда-то вовлечь, чем-то заинтересовать, как-то спровоцировать, что-то внушить, показать фиктивный идеализированный Образ с какого-то иного ракурса и т. д.

Иногда, стремясь вовлечь меня в орбиту своих интересов, Витя разыгрывает своего рода представления, которые выглядят довольно впечатляюще.

При подобном вовлечении Витя видит во мне не самостоятельную личность — он довольно пренебрежительно относится ко всем индивидуумам, а только удобный инструмент для удовлетворения своих потребностей.

 

18. Подпольная диверсионная деятельность

При необходимости Витя способен развернуть подпольную диверсионную деятельность (хотя нужно сказать, что по существу под такое определение подпадает едва ли не вся Витина активность). Против меня, в частности, Витя развернул эту деятельность в период нашего с ним делового сотрудничества, когда я поневоле затмил его в некоторых областях.

Одними из основных методов ведения такой подпольной деятельности является описанная уже выше работа на контрастах, создание неказистого иллюзорного Образа, а также завуалированная агрессия, выражаемая социально приемлемыми способами.

Нужно отметить, что Витя каким-то образом ухитряется балансировать на грани — с одной стороны, сотворить этическое свинство, плюнуть в душу, с другой стороны, оформить эти дела так аккуратно, что вроде бы и предъявить по этому поводу будет нечего.

Такой подпольной деятельности довольно сложно противостоять, потому что, во-первых, она тихая, незаметная, а во-вторых, по ней очень сложно предъявлять какие-либо претензии.

 

18.1 Тихое соревнование

Витя очень не любит превосходства над собой и старается как-то его нивелировать, однако это нивелирование осуществляется не открыто, а втихую, и чаще не реальными действиями, а путем подпольного вредительства и подключения PR-службы, которая старается обставлять реальные обстоятельства совершенно иным образом.

В целом создается впечатление, что Витя воспринимает окружающих как конкурентов, с которыми он проводит своего рода соревнования, однако вслух об этом, конечно, не говорится — процесс этот проходит тихо, негласно, — более того, Витя при этом старается создавать видимость всемерного содействия.

 

19. Двойные стандарты

Витя меряет себя и свои поступки иным аршином, нежели других: если один и тот же поступок в исполнении Вити будет считаться вполне допустимым, то в исполнении другого человека он станет просто возмутительным.

Другими словами, Витя позволяет себе то, чего не позволяет другим.

Провел даже несколько экспериментов на эту тему — пробовал сделать по отношению к Вите лишь часть того, что он делал по отношению ко мне — Вите это очень не нравилось, и я получал большое возмущение и выговоры.

 

20. Беспредел под прикрытием PR-службы

Волею судеб я достаточно много занимался рассмотрением вопросов, связанных с предотвращением беспредела под прикрытием PR-служб — эта тема настолько обширна, что для ее подробного освещения даже в рамках общения с Витей потребовалось бы написать отдельный материал, поэтому в рамках данной статьи она будет рассмотрена лишь в общих чертах.

В рамках общения с Витей я пытался предотвратить дурную манеру общения, описанную в пункте 7.1. (да и во многих других пунктах) — Витя такой человек, что ему по духу наиболее близка манера коммуникации в стиле питекантропа (к слову о различении типного и личностного: в данном случае это не имеет никакого отношения к соционике и психософии и является личностной особенностью).

Увы, Витина белая этика не только не сглаживает описанные негативные проявления, но и, напротив, делает их проявление только более экспертным, более изощренным, и этому чрезвычайно сложно что-либо противопоставлять.

 

20.1. Общие принципы работы PR-службы при прикрытии беспредела

Одна из функций PR-службы состоит в том, чтобы в любых обстоятельствах обелять и выгораживать Витю.

Для нее не имеет никакого значения, что Витя делает, но очень важно, как эти дела обставляются — задача PR-службы состоит в том, чтобы, независимо ни от каких реальных объективных обстоятельств, изобразить Витю облаченным в белые ангельские одежды, а оппонента выставить в неприглядном виде.

Витина PR-служба позволяет ему проворачивать свои некрасивые дела таким образом, чтобы при этом не пачкаться и оставаться, как говорится, с чистыми руками и горячим сердцем.

 

20.2. Разворот ситуации

В романе П. Вудхауса «Сэм стремительный» имеется довольно яркая иллюстрация того, каким образом PR-служба обставляет и разворачивает неудобные ситуации:

Мистер Моллой выпрямился с невыразимым достоинством.

— Ну и что? — повторил он. — Ну и что, если я из-за предубежденности судьи и купленных присяжных провел недолгое время в упомянутом вами месте? Я не признаю, что это обстоятельство бросает тень на мою репутацию. Вы американец, мистер Шоттер, и вам ли не знать, что американская политическая жизнь, к несчастью, имеет свою темную сторону! Моя бесстрашная борьба за дело партии реформ и прогресса навлекла на меня лютую вражду шайки бессовестных людей, которые, не колеблясь, подстроили мой арест по ложному обвинению…

— Все это, — перебил Сэм, — меня, возможно, убедило бы, если бы я не застал вас за ограблением моего дома.

Трудно определить, чего было больше в выражении благородного лица мистера Моллоя — негодования или изумления.

— За ограблением вашего дома? Вы с ума сошли? Я явился сюда в надежде увидеться с вами, узнал от вашего слуги, что вас нет дома, и он, весьма любезный малый, пригласил меня подождать вашего возвращения. Ограбление вашего дома, подумать только! Да если бы я его ограбил, неужели же вы нашли бы меня дремлющим на диване?

— Вас впустил Фарш?

Таков был магнетизм того, кто частенько продавал большие пакеты акций несуществующих нефтяных промыслов бережливым шотландцам, что Сэм невольно поддался сомнениям.

Как видно, мистер Моллой обставил все факты так, что он стал выглядеть бесстрашным борцом за дело реформ и прогресса, пострадавшим за свои благие начинания. При этом люди, пресекшие его противоправную деятельность, выставлены в виде шайки бессовестных негодяев, присяжные изображены взяточниками, а проникновение в дом мистера Шоттера представлено всего лишь как невинное желание с ним увидеться.

Витя при необходимости обставляет ситуации таким же образом — ему просто невозможно ничего предъявить, — мало того что Витя предстает во всем белом, так еще при этом ты оказываешься виноватым в его же грехах.

(Подобным же образом Витя избавляется и от своих оплошностей — он просто приписывает их другим и таким образом не только снимает их со своих плеч, но еще и обставляет всё так, чтобы создать иллюзию его непогрешимого совершенства на фоне дремучего скудоумия.)

 

20.3. Подмена реальных поступков PR-миражами

Сложность взаимодействия с Витей состоит в том, что, вместо того чтобы менять что-то в действительности, он просто обставляет эту действительность нужным образом.

Витя делает некрасивые дела, но когда ему об этом говоришь, он просто их красиво обставляет: «видишь, как мои дела прекрасно и замечательно выглядят?», однако по факту ничего не меняет и продолжает действовать в том же духе.

Это поначалу сбивает с толку — только потом приходит понимание, что Витя при необходимости просто ставит перед собой красиво расписанный миражный фасад, который на некоторое время загораживает его неблаговидные деяния.

 

20.4. Особенности работы PR-службы

Вкратце рассмотрим основные особенности работы PR-службы при прикрытии беспредела:

  • PR-служба не занимается рассмотрением аргументов и фактов и вынесением суждений на их основании — ее задача состоит в том, чтобы подать обстоятельства в нужном ракурсе, а действующих лиц расписать в нужных красках — обладатель PR-службы расписывается в белых тонах, а оппонент — в черных,
  • в ходе подачи обстоятельств в нужном ракурсе PR-служба способна убедительно фальсифицировать факты и взводить на оппонента откровенную напраслину,
  • в ходе подачи обстоятельств в нужном ракурсе PR-служба фокусируется преимущественно не на самих обстоятельствах, а на личности оппонента,
  • большое внимание уделяется отвлекающим маневрам, запутыванию следов и переводу разговора в другое русло, в том числе на личность оппонента,
  • неудобные факты могут просто не признаваться, поскольку они могут помешать подаче событий в нужном ракурсе и затруднить расписывание действующих лиц в нужных красках,
  • при работе PR-службы возможны проявления некоторого артистизма, позволяющие произвести нужное впечатление, сделать хорошую мину при плохой игре, изобразить невинность, доброжелательность и т. д.

 

21. Дополнительно: к вопросу о вампиризме

Для более полного раскрытия образа Вити можно отметить, что его манера общения соответствует манере общения так называемых энергетических и психологических вампиров, а также так называемых токсичных людей.

 

22. Заключение

Данная работа дает возможность ознакомиться с некоторыми аспектами работы соционических функций ЧИ+БЭ, а также иллюстрирует роль личности в характере их проявления.