Типирование на соционических форумах

Когда типируемый по соционике персонаж настолько одиозен, что никто не хочет видеть его в своей квадре:


Теги: , ,

БЭ-субъективизм, натягивание совы на глобус и манипулирование общественным мнением (общественным сознанием)

В соционических кругах часто говорят о том, что БЛ-субъективисты пытаются подгонять реальность под свои искусственные, оторванные от реальности, построения.

Однако, как оказалось, помимо БЛ-субъективизма существует ещё и БЭ-субъективизм, и теперь я предлагаю примерить существующие представления о БЛ-субъективизме и к БЭ-субъективизму)

БЭ, кстати, мне кажется, это не только отношения, — это вообще сама по себе мировоззренческая функция, которая формирует такой же мировоззренческий каркас, как и БЛ, и этот БЭ-каркас может существовать абсолютно независимо от объективной реальности.

Под этот БЭ-каркас подгоняются удобные фрагменты реальности, а вот «неудобные» фрагменты реальности попросту игнорируются.

Вообще, БЭ-субъективисты, по моим наблюдениям, очень склонны желаемое выдавать за действительное — это такой народ, который часть фактов преподнесет под нужным углом, часть проигнорирует, а часть не постесняется взять с потолка.

И вот это замещение реальности искусственными БЭ-субъективистскими построениями и непримиримое настаивание на истинности этих построений порой может выглядеть как некая — позволю себе употребить сленг — упоротость. (Как пишет «Викиреальность», «оборот «упоротость» на многих форумах используется как синоним слова «упёртый» для обозначения непоколебимой приверженности участника определенной точке зрения, вплоть до полного игнорирования здравого смысла».)

Короче говоря, уже сложившееся общественное мнение об упоротости БЛ-субъективистов будет справедливо применить и к БЭ-субъективистам.

Соционика: белая этика, БЭ-субъективизм, мировоззрение и этические манипуляции общественным мнением
Субъективизм/объективизм (БЭ-субъективизм)
 

Теперь рассмотрим особенности формирования БЭ-субъективистского каркаса реальности — пока что их будет четыре:

1) Каркас альтернативной реальности, создаваемый БЭ-субъективистами, а также БЭ-суждения, берут свое начало в Эго, т.е. эгоцентричны (более подробно об этом говорится в статье «Новое в соционике. Гипотеза: «Объективный субъективизм» и «Эгоцентрический субъективизм»«).

2) Стратегия формирования БЭ-субъективистского каркаса реальности (или, возможно, одна из стратегий) состоит в достижении психологического (морального, нравственного, социального, интеллектуального и т.д.) доминирования над другими людьми. Для достижения этой стратегической цели используются различные тактические приемы (стягивание одеяла на себя и самообеление вкупе с шельмованием окружающих и переводом на них стрелок, акцентирование внимания на «подходящих» фрагментах реальности, показывающих БЭ-субъективиста в выгодном свете, а его визави, напротив, в невыгодном, при этом игнорирование «неподходящих» фрагментов реальности, и т.п.). Более подробно об этом также говорится в статье «Новое в соционике. Гипотеза: «Объективный субъективизм» и «Эгоцентрический субъективизм»).

3) БЭ-субъективисты больше склонны работать не над объективными материями БЛ/ЧЛ, достаточно мало зависящих от личных желаний и предпочтений, а над формированием субъективного общественного мнения. Другими словам, в качестве объекта манипуляции выступает общественное мнение (общественное сознание). В ходе работы над общественным мнением формируется, например, и собственное реноме, и реноме других людей.

БЭ-субъективисты также манипулируют фокусом общественного внимания, или, другими словами, канализируют его в определенных направлениях, следя за тем, на каких вопросах общественное внимание будет концентрироваться, а какие будут вовсе оставаться без внимания.

Речь, например, идет о фокусировании общественного внимания на чужих недостатках и оплошностях с их обсуждением, муссированием, пестованием, гипертрофированием и культивированием, в то время как собственные недостатки и оплошности, даже намного бОльшие и серьезные, при этом будут оставаться вне фокуса общественного внимания и, соответственно, не обсуждаться вообще никак, в принципе своем.

Кстати, в соционике такое практикуется довольно широко.

Также в соционике БЭ-субъективисты, на мой взгляд, занимаются введением в оборот и культивированием «удобных» стереотипов, а также выведением из оборота стереотипов «неудобных».

4) БЭ-субъективисты также склонны рассматривать других людей в качестве объектов манипуляций, т.е. манипулируют не концепциями, как БЛ-субъективисты, а непосредственно самими людьми, рассматривая их как бы с точки зрения творцов, скульпторов. На этом поприще БЭ-субъективисты могут использовать ничем не подкрепленные безосновательные и безответственные утверждения, касающеся манипулируемых, и доходить вплоть до деформирования их психики.

При этом стоит отметить, что БЭ-«скульпторы» главным образом формируют из других людей нечто худшее, чем они есть на самом деле, то есть по сути, можно сказать, их калечат.

Мотивы, которыми при этом руководствуются БЭ-субъективисты, рассмотрены в упоминавшейся выше статье «Новое в соционике. Гипотеза: «Объективный субъективизм» и «Эгоцентрический субъективизм»).

Для получения представления о том, что формируют из других людей БЭ-субъективисты, предлагается рассмотреть правую колонку нижеприведенной таблицы:

Соционика: этические манипуляции, распределение ролей в субъективистском БЭ-театре, социальные игры

Сами же БЭ-cубъективисты стараются «размещаться» в левой части таблицы.

Вообще, наверное, можно сказать, что внимание БЭ-субъективистов сфокусировано на социуме, в котором они как бы играют в социальные игры, в которых стараются верховодить, назначая себе и другим социальные роли и задавая свои правила.

После перечисления четырех особенностей хотелось бы подчеркнуть, что для БЭ-субъективистов субъективная картина реальности, в которой они облачены в белые одеяния, в том числе за счёт принижения и очернения других, важнее правды и справедливости.

В связи с этим можно процитировать г-жу Аугустинавичюте:

«Этические манипулируют чувствами и эмоциями других людей, потому правда и неправда для них имеют относительный смысл. Часто правдой становится то, что людям делает приятное, их подкупает, а его возвышает, то есть тоже делает приятным».

Также в подкрепление вышеприведенных рассуждений приведу несколько цитат г-жи Стратиевской относительно этиков Дельта-квадры:

Стремление оградить себя от разочарований, стремление уйти от грубой реальности, потребность мечтать о воздушных замках и воспарять к ним на мыльных пузырях в стремлении подменить реальную действительность воображаемой порождает такое явление как субъективный идеализм этиков дельта — квадралов, идущий вразрез с квадровым признаком объективизма.

также и:

Основной объект воздействия дельта-интуита как субъективного идеалиста – психика его соконтактника. Деформация этой психики посредством внушения и манипуляций, производимых с нею – основная его цель. Воздействуя на психику соконтактника, дельта-интуит чувствует себя творцом, создающим нужного ему человека по нужному ему образцу.

и г-на Таланова относительно СЭЭ:

Так, ему обычно нравится доказывать порядочному человеку, что тот — подлец, умному — что тот дурак, и т.п. На эти «доказывания» работает связка его агрессивной ЧС и БЭ. В данном случае творческая белая этика принимает демагогический характер, стараясь искусственно подгонять поведение других людей под какие-нибудь отступления от моральных норм и под возможность их словесного унижения.

Подытоживая: БЭ-субъективисты не меньшие, и я думаю, что даже намного большие выдумщики и престидижитаторы, чем БЛ-субъективисты. Стоит также с сожалением отметить, что этики Гаммы и Дельты уже не одно десятилетие формируют в умах соционической общественности искаженную и несправедливую картину, при этом — порой намеренно, порой нет — используя сложившийся в общественном мнении не отвечающий действительности стереотип об объективности суждений представителей 3-й и 4-й квадр.

В связи с этим, как считает автор, следовало бы относиться к высказываниям БЭ-субъективистов с большей осторожностью и скептицизмом.

 

Дополнительные материалы:

Гексли-Паскаль: совы не то, чем они кажутся
Белая этика (БЭ) – это в том числе PR и манипуляция сознанием?
Новое в соционике. Гипотеза: «Объективный субъективизм» и «Эгоцентрический субъективизм»
Гипотеза о роли Драйзера (ЭСИ) в социуме
Проект «Соционическая контрпропаганда»
Фольклор и общественное сознание: обсуждение (на Социофоруме)

 


Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

В тему о соционических (и не только) стереотипах)


Теги: , , , , ,

Все основные БЭ-этические манипуляции и спекуляции (список из 27 пунктов, время от времени дополняется)

Составил список основных БЭ-манипуляций и спекуляций — он получился таким:

  • выискивание у визави недостатков, при необходимости их гипертрофирование (при одновременном умалении или полном замалчивании достоинств),
  • преувеличение достоинств БЭ-манипулятора (при одновременном нивелировании или полном замалчивании недостатков),
  • выдвижение на первый план «нужных» фактов и замалчивание фактов «ненужных»,
  • удерживание и фокусирование внимания общественности на удобной манипулятору повестке дня (порой это делается, чтобы увести внимание от повестки неудобной, — в духе «Вор кричит: «Держи вора!»»),

Соционика: белая этика (БЭ) - все БЭ-этические манипуляции (список)
Все БЭ-манипуляции списком

  • проявления БЭ-субъективизма по отношению к этическим категориям, выражающимся в виде выдавания черного за белое, плохого за хорошее, преподнесение в положительном свете не лучших сторон, оправдание и обеление не лучших качеств и дел (можно сказать, что это своего рода этический рефрейминг),
  • апологизация (превознесение, обеление и выгораживание) одних социальных общностей и демонизация (преподнесение исключительно в невыгодном свете), а также шельмование других социальных общностей на основе личных симпатий и пристрастий (на всякий случай небольшая справка: согласно Большому энциклопедическому словарю, апология (греч. apologia) — это неумеренное, чрезмерное восхваление кого-нибудь или чего-нибудь, защита (обычно предвзятая)),
  • навязывание чувства вины,
  • манипулятивное недовольство: «я недоволен, поэтому будь таким как я хочу и делай то что я хочу, и тогда, может быть, я смягчусь и смилостливлюсь»,
  • пристройка сверху, например, манипулятивное наставничество, манипулятивные поучения с целью возвыситься над визави (по абсолютно любым жизненным аспектам — наставления и поучения не обязательно могут быть связаны с этическими вопросами) — тот, кто наставляет и поучает, ставит себя «выше» наставляемого и поучаемого,
  • отношение к визави как к чему-то убогому и недостойному и соответствующая этому манера общения — например, манера говорить с визави как с умственно неполноценным, тем самым обеспечивая себе моральное превосходство над ним,
  • «промывание мозгов», деформирование психики визави,
  • приписывание ложной мотивации (себе – достойной, визави – недостойной),
  • изобретение различных предлогов, под которыми визави можно объявить недостойным,
  • непризнание, отрицание БЭ-манипулятором собственных недостатков, грехов и ошибок,
  • перевод стрелок, сваливание собственных грехов и ошибок на визави, приписывание визави своих недостатков,
  • работа на контрастах (например, стремление выгодно выглядеть на фоне визави, а также принижение визави путем сравнения его с более выдающимися персонами),
  • деланое возмущение (об этой манипуляции упоминал ещё Сократ),
  • инсинуации,
  • приписывание визави слов, которых он никогда не говорил, и дел, которых он никогда не совершал, ложные обвинения, клевета (сочинение напраслины) и кликушество.
  • риторика а-ля Крошка Цахес в общем целом (стягивание одеяла на себя и самообеление вкупе с шельмованием визави и переводом стрелок на визави),
  • в соционике: апологизация одних квадр, групп, признаков Рейнина, и демонизация других (здесь можно вспомнить г-жу Стратиевскую, апологизирующую т.н. «объективистов» и, можно сказать, демонизирующую т.н. «субъективистов»),
  • в соционике: отдельно стоит выделить усиленную апологизацию БЭ и осуществление на этой базе спекуляций наподобие «гаммийцы (дельтийцы) святы и правы во всём по определению, потому что БЭ»,
  • в соционике: различного рода мифотворчество, в рамках которого, например, осуществляется введение в оборот и культивирование «выгодных» соционических стереотипов, а также выведение из оборота стереотипов «невыгодных»,
  • в соционике: спекулирование на выгодных БЭ-манипулятору ложных соционических стереотипах.

Разумеется, в реальности эти манипуляции чаще всего используются в комбинациях.

В будущем список, скорее всего,  будет дополняться.


Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Новое в соционике. Гипотеза: «Объективный субъективизм» и «Эгоцентрический субъективизм»

1. Новое в соционике — БЭ-субъективизм

Пока что считается, что субъективистами являются представители 1-й и 2-й квадр (из-за ценностной субъектной логики — БЛ), а объективистами — представители 3-й и 4-й квадр.

Причем в адрес БЛ-субъективистов нередко запускаются шпильки со стороны представителей 3-й и 4-й квадр — в соционических кругах ходит много разговоров, что субъективисты-де не дружат с объективной реальностью, живут в выдуманном ими самим мире, и т.п.

Пишутся также соответствующие статьи — такая статья имеется, например, у г-на Миронова. А у г-жи Стратиевской тезис об убожестве БЛ-субъективистов вообще является одним из лейтмотивов её творчества.

Однако, как выяснилось сравнительно недавно, помимо БЛ-субъективизма существует ещё и БЭ-субъективизм.

1.1. Соринка и бревно

Существование материалов, ошельмовывающих БЛ-субъективистов, в значительной степени избавляет от необходимости упражняться в злословии в отношении БЭ-субъективистов (конечно, при возникновении такого желания), так как эта работа уже проведена: достаточно просто цитировать уже написанные пасквили про БЛ-субъективистов и снабжать их комментариями в духе «угодно ль на себя примерить?»

В частности, все шпильки, адресованные г-жой Стратиевской субъективистским Альфе и Бете, рикошетом вернутся в Гамму и Дельту и к этикам этих квадр — в первую очередь.

2. Краткая суть статьи и дисклеймер

В данной статье будет рассмотрено только одно из различий между БЛ-субъективизмом и БЭ-субъективизмом, которое можно называть «Объективный субъективизм/Эгоцентрический субъективизм», и рассматриваться будет в ней преимущественно «Эгоцентрический субъективизм».

Ко всему написанному в статье следует относиться как к плакатному упрощению сложной и многогранной реальности.

Также стоит отметить, что в данной статье будут использоваться политические иллюстрации и карикатуры, которые сейчас ходят в интернете – они предназначаются не для выражения политической позиции автора и не для обращения внимания читающего на текущую политическую ситуацию, а сугубо для иллюстрирования описываемых БЭ-манипуляций, поскольку чрезвычайно хорошо для этого подходят.

Кроме того, автор просит его извинить за некоторые используемые в статье нелестные сравнения и высказывания.

 

3. Коротко о рассматриваемом различии

Суть рассматриваемого различия состоит в том, что если суждения на основе БЛ характеризуется невовлеченностью, непривязанностью к личным предпочтениям (пристрастиям) судящего субъекта, то суждения на основе БЭ к личным предпочтениям уже жёстко привязываются.

Можно также сказать, что БЛ-субъективисты рассматривают и оценивают объекты как бы со стороны, невовлеченно, безотносительно себя, в то время как БЭ-субъективисты рассматривают и оценивают их относительно самих себя.

То есть получается, что БЭ-субъективисты как бы ставят самих себя в центр отсчёта и становятся идеалом, эталоном, относительно которого и осуществляется сравнение, суждение, оценивание (далее по тексту это будет называться «Эгоцентрическим субъективизмом»).

Соционика: признаки Рейнина (ПР) Субъективизм/объективизм (Эгоцентрический субъективизм) / БЭ, белая этика
Эгоцентрический субъективизм
Подробнее »


Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Соционический субъективизм/объективизм: терминология

Соционический БЛ-субъективизм и БЭ-субъективизм можно называть также «логическим субъективизмом» и «этическим субъективизмом».

Вообще, по-видимому, отныне открыта прекрасная перспектива для вдумчивых плодотворных дискуссий о различиях, преимуществах и недостатках БЛ- и БЭ-субъективизма нового вида соционического срача.

Соционика: признаки Рейнина - этический субъективизм/объективизм, весёлые/серьёзные

Ведь раньше ПР «Субъективизм/Объективизм» обычно давали неплохую пищу для размышлений и дискуссий об их преимуществах и недостатках, причём чаша весов обычно склонялась в пользу т.н. объективистов — дескать, субъективисты придумывают невесть что, а вот утверждения объективистов настолько незыблемы и верны, что их можно чуть ли не сразу же отливать высекать в граните.

Теперь же представления немного изменятся 🙂

И вообще, думается мне, что в соционике осталось ещё немало нехоженых троп, которые ждут не дождутся, когда на них наконец-то ступит чья-то нога 🙂


Теги: , , , , , , , , ,

Снова про БЭ-субъективизм и рефрейминг

Нашёл ещё замечательный и показательный диалог, демонстрирующий работу рефрейминга.

Причём тут идёт попеременный рефрейминг — то в одну, то в другую сторону: утверждение обставляется убогим или достойным в зависимости от того, какая сторона его произнесла:

— Мы — великий народ. Мы любим свою страну и желаем её процветания. Мы — лучшие.
Либералы:
— Фуууу, путиноиды-лизоблюды! Опять эти ваши имперские замашки! Только и знаете, что хвалиться!
— Вообще-то, это американцы говорят про Америку.
Либералы:
— Вот как надо любить свою страну и гордиться своей историей! Вам, быдлу, ватникам, никогда не понять, что такое истинное величие и патриотизм!

— Наша страна начала бесчестную и позорную войну. Наши солдаты убивали беззащитных женщин, детей и стариков, гибли за непонятные ценности и тысячами возвращались на Родину в гробах.
Либералы:
— Аааа! Проклятая Рашка угрожает всему миру! Нужно стереть её с лица земли!
— Вообще-то, это про войну во Вьетнаме.
— Защита демократии во всём мире не может обходиться без жертв. Мы уверены, что делалось всё возможное, чтобы уменьшить потери мирного населения. Вам, трусливым рабам, этого не понять.

— Что считается общепризнанной ценностью сегодняшнего цивилизованного общества?
Либералы:
— Свобода слова.
— Извините, мы бы хотели уточнить…
Либералы:
— Тупая биомасса, что ты понимаешь, ты же не умеешь думать, только и знаешь, что пялиться в свой зомбоящик, заткнись!

На мой взгляд, подобный рефрейминг очень характерен для риторики БЭ-субъективизма.

И  сделал ещё одну картинку на тему БЭ-субъективизма и рефрейминга:

Соционика: БЭ-субъективизм, НЛП-рефрейминг и этические манипуляции


Теги: , , , , , , , , , , , , , , ,

БЭ-субъективизм и рефрейминг

На днях сделал открытие: БЭ-субъективизм очень сильно напоминает используемый в НЛП рефрейминг.

Как я писал раньше в статье «Белая этика (БЭ) – это в том числе PR и манипуляция сознанием?«, с помощью БЭ-субъективизма решаются следующие задачи:

  • подача событий в нужном ракурсе,
  • преподнесение себя в выгодном свете,
  • выставление манипулируемого человека в нужном свете.

А теперь посмотрим что пишет, например, г-н Таланов (сорри за специфический анекдот, но просто лучшей иллюстрации в соционике пока не нашлось):

В заключение, ради иллюстрации и маленького развлечения, анекдот про «цезаря», рассказанный тоже «цезарем» (анекдот примечателен не только описанием весьма типичного поведения персонажа, но и специфически-анальным характером юмора, к которому цезари-СЭЭ, надо признать, тоже очень часто тяготеют): — Стоит бык посреди лесной дороги. Подбегает к нему заяц: «А ну отойди, скотина! , дай пройти! » Бык не двигается… Заяц: «Слышь ты, хpен ушастый, отойди с дороги, иначе плохо будет! » Ноль внимания… .

Заяц: «Ты, блин, урод хвостатый, задолбал уже, отойди, а то ща ка-а-ак дам! » Бык медленно поворачивается к зайцу задом и начинает на него не спеша ср-ть… Обгадил с ног до кончиков ушей и пошел своей дорогой. Заяц откапывается из кучи дерьма, отплевывается и кричит вдогонку: «Что гад, обоср-лся?! «

Что мы здесь видим? Мы здесь видим подачу в нужном ракурсе, а также преподнесение в выгодном свете одной стороны и в невыгодном свете — другой. И это же по сути и есть рефрейминг.

В качестве гипотезы пока можно предположить, что некоторые НЛП-техники создавались БЭ-субъективистами.

И сделал соответствующую картинку — она, в общем-то, тоже не особо эстетична, как и анекдот, но зато она лучше всего иллюстрирует суть:

Соционика: БЭ-субъективизм, НЛП-рефрейминг и этические манипуляции


Теги: , , , , , , , , , , , , , , ,

Образы соционических типов в общественном сознании

Вот всё думаю — как так получилось, что в соционике ТИМ ИЛЭ, наверное, процентов на 80 укомплектован из этиков?

На мой взгляд, это потому, что собирательный стереотипный образ ИЛЭ в общественном сознании, на который ориентируются и типирующиеся, и типировщики, искажён, и представляет из себя нечто этическое, — нечто среднее между ЭИЭ и ИЭЭ, и при этом ещё с некоторым креном в ЧС-ценностные центральные квадры.

Соционика: этика и социальное мифотворчество, этические манипуляции (манипулирование) общественным сознанием, образы ТИМов

А болезненные для окружающих этические манипуляции и различного рода этические фокусы, которые порой демонстрируют представители этих почтенных) ТИМов, принимаются за проявления болевой этики.

Есть ещё такой фактор: по-моему, этики чаще глядят в Наполеоны логики, чем наоборот.

Кроме того, возможно, это связано с тем, что формированием образов в соционическом общественном сознании в основном занимаются этики, поневоле проецирующие на других собственные этические свойства, что накладывает этот «этический» отпечаток.

Впрочем, видимо, редко какой образ ТИМа в сознании социоников не искажён — другой вопрос, как и в какую сторону.


Теги: , , , , , , , ,