Этики, обобщение и абстрагирование

1. Введение

Автор не претендует на академичность и исчерпывающую полноту данного материала — его следует рассматривать скорее как вспомогательную заметку для прочих материалов автора (также, впрочем, пока не слишком академичных), в частности, «Соционика, белая этика и  феномен Цахеса», «Концепция «Амфитеатр».

Впрочем, данная заметка, по мнению автора, имеет и самостоятельную ценность — и поэтому может рассматриваться также и вне контекста прочих материалов.

Для усвоения нижеизложенного материала необходимо обладание некоторым абстрактным мышлением, иначе он может быть не вполне верно воспринят.

 

2. Обобщение

Характер встречающихся у этиков сложностей с обобщениями вкратце можно обрисовать с помощью всем известного фразеологизма c деревьями и лесом — так, этикам сложно мыслить обобщающими категориями «дерево (дерево вообще)», «лес», «лиственные», «хвойные», «береза», «ель», — этики каждое дерево в лесу рассматривают по отдельности — как абсолютно уникальный объект.

Также вкратце сложности с обобщениями обрисовать можно с помощью фрагмента из скетча «Уральских пельменей» (на 04:40):

— Я вон уже и на дверях показывал — во, видал? Бесполезно.
— Так не поймет, не такая же дверь.
— Подожди, одинаковые двери совершенно, ты чё?
— Ну эта дверь синяя, эта красная. В этой голове это разные двери.

Фрагмент из скетча демонстрирует, что сидящей в машине девушке сложно мыслить обобщающей категорией «дверь» (если угодно, «передняя левая дверь») — если дверь имеет иной цвет, то, в ее представлении, она становится уже совершенно другой — и подход к ней, соответственно, должен быть тоже уже совершенно другим.

Подробнее »


Теги: , , , , , , , , , ,

Гипотеза о правоте белых логиков и белых этиков

Белая этика и белая логика

1. Disclaimer

Для понимания нижеизложенного материала желательно предварительно ознакомиться с материалом «Новое в соционике. Гипотеза: «Объективный субъективизм» и «Эгоцентрический субъективизм»», иначе нижеизложенный материал может быть неверно воспринят.

 

2. Суть гипотезы)

Правота белого логика ситуативна, относительна и зависит от обстоятельств, в то время как правота белого этика постоянна, абсолютна и от обстоятельств не зависит.

Можно сказать, что белый логик бывает то правым, то неправым, — к примеру, при проезде на зеленый свет белый логик себя чувствует правым, при проезде на красный — неправым, при ревизии собственного сейфа в своем собственном доме — правым, при ревизии чужого сейфа в доме чужом — неправым.

В то время как правота белого этика, в силу эгоцентричности мышления, всегда и неизменно находится при нём — и при проезде на красный свет, и при вторжении в чужой дом с целью ревизии чужого сейфа.

Можно также сказать, что для белого логика одно и то же его действие может быть правильным или неправильным в зависимости от контекста, в то время как у белого этика контекст любых ситуаций просто обнуляется.

Допустим, белый этик вторгся в чужой дом с целью ревизии чужого сейфа, и некий человек, хозяин дома, пытается белому этику в этом деле помешать.

Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения [БЛ] — со стороны, отвлеченно, — то человек, пытающийся помешать белому этику, в контексте сложившейся ситуации абсолютно прав. Однако у белого этика, — в силу того, что ему сложно увидеть ситуацию отвлеченно, в силу того, что он смотрит на ситуации «изнутри», относительно себя, — контекст сложившейся ситуации обнуляется, и, с его точки зрения, он видит перед собой наглого, циничного, абсолютно аморального и бессовестного негодяя, который пытается его обидеть, причинив душевную и физическую боль.

И, разумеется, с точки зрения белого этика, этот наглый, циничный, абсолютно аморальный и бессовестный негодяй за свое дерзкое поведение теперь обязательно должен быть наказан.

 

3. Дополнительные материалы

Новое в соционике. Гипотеза: «Объективный субъективизм» и «Эгоцентрический субъективизм»

 


Теги: ,

Психоcофия: результат\процесс по Физике

(К слову, судя по антуражу, это конец 90-х или начало 2000-х.)


Теги: , , ,

Объяснение различия в мышлении этиков и логиков с помощью концепции «Амфитеатр» (взгляд с т. зр. логика Альфы)

1. Введение

В данной статье рассматривается одно из различий в характере мышления этиков и логиков с помощью концепции «Амфитеатр». Стоит отметить, что различие рассмотрено с точки зрения альфийского логика (ИЛЭ), поэтому, возможно, этики и логики иных квадр с нижеизложенным могут в чём-либо не согласиться.

При этом, помимо изложения концепции «Амфитеатр», в статье попутно, в очень сжатой форме, затронут ряд других вопросов, в отношении которых следовало бы подготовить отдельные материалы.

Ко всему написанному в статье следует относиться как к плакатному упрощению сложной и многогранной реальности.

Также стоит отметить, что в данной статье автор достаточно скептически отзывается о возможностях этиков в некоторых областях – например, в области организации труда. Автор просит этим не смущаться и отмечает, что считает донесение подобной информации делом полезным и нужным.

2. Кратко о различии в мышлении с помощью концепции «Амфитеатр»

Если этик — это вовлеченный участник, находящийся непосредственно на арене амфитеатра в гуще других людей, то логик — это как бы сторонний наблюдатель, видящий ситуацию на арене со ступенек амфитеатра.

Что можно видеть, стоя на арене в гуще других людей? Своих ближайших соседей, и не всех, а только тех, которые оказались в поле зрения. Со ступенек же амфитеатра ситуация видится по-иному — со ступенек видна общая картина, видны образуемые стоящими на арене людьми колонны и фигуры, характер перемещения этих колонн и фигур, и т. д.

Соционика: концепция "Амфитеатр", логика и этика

У стоящего на арене этика имеется плотный контакт с рядом стоящими людьми, благодаря чему этик обладает большим количеством информации о людях, а у сидящего на ступеньках логика такого плотного контакта с людьми на арене нет (поэтому представления логика о людях весьма поверхностны), но зато перед глазами сидящего на ступеньках логика открывается общая диспозиция, общая картина всего происходящего на арене.

Заботы находящегося на арене этика заключаются в поиске подходящих для себя соседей по арене и налаживании с ними неформальных контактов и неформального общения, а заботы сидящего на ступеньках логика заключаются в передислоцировании находящихся на арене колонн, обеспечении их координирования, взаимодействия, слаженного маневрирования, и т. д.

3. Сложности в общении между логиками и этиками

Исходя из всего вышесказанного, чтобы представить себе одну из сложностей, которая возникают при общении между логиками и этиками, достаточно представить себе диалог между человеком, находящимся на арене в гуще людей, и человеком, наблюдающим за ситуацией на арене со ступенек амфитеатра.

Подробнее »


Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Соционика, белая этика и феномен Цахеса

1. Феномен Цахеса — определение

Феномен Цахеса — это «парадоксальная способность харизматичной личности приписывать себе все успехи и достижения других людей и возлагать на них ответственность за собственные ошибки, просчеты и преступления».

Суть и название данного феномена взяты из повести Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Проявляется данный феномен, говоря по-простому, в том, чтобы стягивать всё одеяло на себя, переводить все стрелки на других, и в результате за счет всего этого выглядеть в глазах окружающих белым и пушистым, стяжая всеобщее восхищение.

«Крошки Цахесы» умеют настраивать общественное мнение таким образом, что их неприглядные дела или не будут замечаться, или считаться делом рук совершенно других персон. Все же хорошие дела, сделанные другими персонами, в общественном мнении, наоборот, будут приписываться «Крошкам Цахесам».

 

2. Феномен Цахеса и соционика

Стоит отметить, что феномен Цахеса проявляется в соционике чрезвычайно ярко, выпукло и контрастно. На взгляд автора, самыми выдающимися мастерами в этом деле являются этики Гаммы и Дельты (по терминологии автора — эгоцентрические субъективисты), которые промывают соционической общественности мозги в канве феномена Цахеса уже достаточно давно.

Соционика: белая этика (БЭ) и феномен Цахеса (Крошка Цахес)

Cудя по всему, феномен Цахеса работает не только для отдельно взятых персон, но и в более глобальном масштабе, когда идет перенаправление с одной социальной общности на другую. В качестве примера того, как это работает в соционике, можно привести, например, Дельта-квадру — благодаря умелой работе с общественным мнением создается впечатление, что в этой квадре недостатков нет вовсе.

При упоминании же недостатков происходит немедленный перевод стрелок на других — в духе: «Вы что, это же Дельта! Она так не может! Смотрите в других квадрах».

Подробнее »


Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Типирование на соционических форумах

Когда типируемый по соционике персонаж настолько одиозен, что никто не хочет видеть его в своей квадре:


Теги: , ,

БЭ-субъективизм, натягивание совы на глобус и манипулирование общественным мнением (общественным сознанием)

В соционических кругах часто говорят о том, что БЛ-субъективисты пытаются подгонять реальность под свои искусственные, оторванные от реальности, построения.

Однако, как оказалось, помимо БЛ-субъективизма существует ещё и БЭ-субъективизм, и теперь я предлагаю примерить существующие представления о БЛ-субъективизме и к БЭ-субъективизму)

БЭ, кстати, мне кажется, это не только отношения, — это вообще сама по себе мировоззренческая функция, которая формирует такой же мировоззренческий каркас, как и БЛ, и этот БЭ-каркас может существовать абсолютно независимо от объективной реальности.

Под этот БЭ-каркас подгоняются удобные фрагменты реальности, а вот «неудобные» фрагменты реальности попросту игнорируются.

Вообще, БЭ-субъективисты, по моим наблюдениям, очень склонны желаемое выдавать за действительное — это такой народ, который часть фактов преподнесет под нужным углом, часть проигнорирует, а часть не постесняется взять с потолка.

И вот это замещение реальности искусственными БЭ-субъективистскими построениями и непримиримое настаивание на истинности этих построений порой может выглядеть как некая — позволю себе употребить сленг — упоротость. (Как пишет «Викиреальность», «оборот «упоротость» на многих форумах используется как синоним слова «упёртый» для обозначения непоколебимой приверженности участника определенной точке зрения, вплоть до полного игнорирования здравого смысла».)

Короче говоря, уже сложившееся общественное мнение об упоротости БЛ-субъективистов будет справедливо применить и к БЭ-субъективистам.

Соционика: белая этика, БЭ-субъективизм, мировоззрение и этические манипуляции общественным мнением
Субъективизм/объективизм (БЭ-субъективизм)
 

Теперь рассмотрим особенности формирования БЭ-субъективистского каркаса реальности — пока что их будет четыре:

1) Каркас альтернативной реальности, создаваемый БЭ-субъективистами, а также БЭ-суждения, берут свое начало в Эго, т.е. эгоцентричны (более подробно об этом говорится в статье «Новое в соционике. Гипотеза: «Объективный субъективизм» и «Эгоцентрический субъективизм»«).

2) Стратегия формирования БЭ-субъективистского каркаса реальности (или, возможно, одна из стратегий) состоит в достижении психологического (морального, нравственного, социального, интеллектуального и т.д.) доминирования над другими людьми. Для достижения этой стратегической цели используются различные тактические приемы (стягивание одеяла на себя и самообеление вкупе с шельмованием окружающих и переводом на них стрелок, акцентирование внимания на «подходящих» фрагментах реальности, показывающих БЭ-субъективиста в выгодном свете, а его визави, напротив, в невыгодном, при этом игнорирование «неподходящих» фрагментов реальности, и т.п.). Более подробно об этом также говорится в статье «Новое в соционике. Гипотеза: «Объективный субъективизм» и «Эгоцентрический субъективизм»).

Подробнее »


Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

В тему о соционических (и не только) стереотипах)


Теги: , , , , ,

Все основные БЭ-этические манипуляции и спекуляции (список из 31 пункта, время от времени дополняется, дата последнего дополнения: 17.09.2019).

Составил список основных БЭ-манипуляций и спекуляций — он получился таким:

  • выискивание у визави недостатков и слабых мест, при необходимости их гипертрофирование (при одновременном умалении или полном замалчивании достоинств),
  • преувеличение достоинств БЭ-манипулятора (при одновременном нивелировании или полном замалчивании недостатков),
  • выдвижение на первый план «нужных» фактов и замалчивание фактов «ненужных»,
  • удерживание и фокусирование внимания общественности на удобной манипулятору повестке дня (порой это делается, чтобы увести внимание от повестки неудобной, — в духе «Вор кричит: «Держи вора!»»),

Соционика: белая этика (БЭ) - все БЭ-этические манипуляции (список)
Все БЭ-манипуляции списком

  • накачивание, раздувание своего «Эго» для придания себе большего веса с тем расчетом, чтобы подавить весом своего «Эго» своего визави, – и одновременно умаление «Эго» своего визави. Схематически это выражается в риторике в духе «Я — целый Гроссмейстер, а ты всего лишь отсталый любитель». (Причем на практике расклад может быть обратным: манипулятор-«Гроссмейстер» может как раз быть на любительском уровне, а «отсталый любитель» – на гроссмейстерском.),
  • проявления БЭ-субъективизма по отношению к этическим категориям, выражающимся в виде выдавания черного за белое, плохого за хорошее, преподнесение в положительном свете не лучших сторон, оправдание и обеление не лучших качеств и дел (можно сказать, что это своего рода этический рефрейминг),
  • апологизация (превознесение, обеление и выгораживание) одних социальных общностей и демонизация (преподнесение исключительно в невыгодном свете), а также шельмование других социальных общностей на основе личных симпатий и пристрастий (на всякий случай небольшая справка: согласно Большому энциклопедическому словарю, апология (греч. apologia) – это неумеренное, чрезмерное восхваление кого-нибудь или чего-нибудь, защита (обычно предвзятая)),
  • навязывание чувства вины,
  • манипулятивное недовольство: «я недоволен, поэтому будь таким как я хочу и делай то что я хочу, и тогда, может быть, я смягчусь и смилостливлюсь»,
  • пристройка сверху, например, манипулятивное наставничество, манипулятивные поучения с целью возвыситься над визави (по абсолютно любым жизненным аспектам — наставления и поучения не обязательно могут быть связаны с этическими вопросами) — тот, кто наставляет и поучает, ставит себя «выше» наставляемого и поучаемого,
  • отношение к визави как к чему-то убогому и недостойному и соответствующая этому манера общения — например, манера говорить с визави как с умственно неполноценным, тем самым обеспечивая себе моральное превосходство над ним,
  • «промывание мозгов», деформирование психики визави,
  • приписывание ложной мотивации (себе – достойной, визави – недостойной),
  • изобретениие предлогов, под которыми визави можно объявить недостойным,
  • непризнание, отрицание БЭ-манипулятором собственных недостатков, грехов и ошибок,
  • перевод стрелок, сваливание собственных грехов и ошибок на визави, приписывание визави своих недостатков,
  • работа на контрастах (например, стремление выгодно выглядеть на фоне визави, а также принижение визави путем сравнения его с более выдающимися персонами),
  • деланое возмущение (об этой манипуляции упоминал ещё Сократ),
  • инсинуации,
  • приписывание визави слов, которых он никогда не говорил, и дел, которых он никогда не совершал, ложные обвинения, клевета (сочинение напраслины) и кликушество.
  • риторика а-ля Крошка Цахес в общем целом (стягивание одеяла на себя и самообеление вкупе с шельмованием визави и переводом стрелок на визави),
  • брутфорс (brute-force), то есть метод перебора, – например, выискивание недостатков и слабых мест у визави методом перебора до тех пор, пока они наконец не найдутся, изобретение различных предлогов, под которыми визави можно объявить недостойным, до тех пор, пока наиболее удобный предлог наконец не найдется, и т.д.,
  • манипуляция дельтийских этиков: преподнесение себя в качестве людей, обладающих Особым Сакральным Знанием, недоступным обычным людям (на поверку это оказывается блефом),
  • в соционике: апологизация одних квадр, групп, признаков Рейнина, и демонизация других (здесь можно вспомнить г-жу Стратиевскую, апологизирующую т.н. «объективистов» и, можно сказать, демонизирующую т.н. «субъективистов»),
  • в соционике: отдельно стоит выделить усиленную апологизацию БЭ и осуществление на этой базе спекуляций наподобие «гаммийцы (дельтийцы) святы и правы во всём по определению, потому что БЭ»,
  • в соционике: различного рода мифотворчество, в рамках которого, например, осуществляется введение в оборот и культивирование выгодных для белых этиков соционических стереотипов, а также выведение из оборота стереотипов невыгодных,
  • в соционике: спекулирование на выгодных БЭ-манипулятору ложных соционических стереотипах,
  • в соционике: проекции, в рамках которых белые этики приписывают представителям других ТИМов собственные ТИМные недостатки (в частности, склонность к этическим манипуляциям), о которых те ни сном ни духом. Хотя проекции сами по себе — это не манипуляции, но белым этикам каким-то образом удается возвести свои проекции практически в ранг «общеизвестных и не подлежащих сомнению фактов», что в значительной степени искажает соционическую картину, — и потому они заслуживают внимания и упоминания в списке манипуляций.

Разумеется, в реальности эти манипуляции порой перетекают одна в другую и чаще всего используются в комбинациях.

В будущем список, скорее всего,  будет дополняться (дата последнего дополнения: 17.09.2019.)


Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,