Психософия: легенда о 25-м типе, или миф о всех вторых функцияхПо мнению Александра Афанасьева, вершиной развития человека, по крайней мере в рамках психософии, является 25-й тип (это когда все функции – и Воля, и Логика, и Эмоция, и Физика – стоят на “лучшем” втором месте).

В качестве примера человека, достигшего 25-го типа, в “Синтаксисе любви” приводится Гете, живший 200 лет назад. Причем говорится, что он достиг этого типа уже на закате жизни и на очень короткое время.

По-моему, этот пример неубедителен – уж очень трудно уловить этот период “просветления”.

Кроме того, по существу человек развивается и двигается вперед по жизни (и двигает вперед всё человечество) именно благодаря существованию приоритетов; благодаря тому, что он жертвует одними сторонами бытия ради других.

Например, обладатель высокой Логики и низкой Физики может плодотворно заниматься наукой, жертвуя телесными удобствами и материальным благосостоянием, обладатель высокой Физики и низкой Логики может спокойной заниматься обогащением, не тратя время и силы на философию и витание во всяких эмпиреях).

А вот если бы все стороны бытия были для человека одинаково важны (т.е. если бы все функции были вторыми), остановилось бы всякое развитие: он просто бы топтался на одном месте, не зная, какой из них отдать свое предпочтение.

Кроме того, если говорить о гармоничности как о качестве личности, то очень сомнительно, чтобы для гармоничного человека было бы характерно разрываться между различными сферами бытия. В связи с этим приходит на ум басня Крылова «Лебедь, рак и щука»:

Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Да и, кроме того, не вполне уверен, что можно выделить из цельной системы психософских функций только одну Вторую и сказать, что она – лучшая, а все остальные не очень-то и хороши. Они все хороши в рамках цельной системы; никто же, например, из тех, у кого любимое время года – Весна, не станет говорить, что существование остальных трех времен года является недоразумением, которое непременно нуждается в исправлении.

В общем-то всё вышеизложенное достаточно очевидно, однако решил об этом написать, потому что идею достижения 25-го типа  очень многие воспринимают всерьез.