Белая этика (БЭ): PR, этические манипуляции, манипулирование сознанием, субъективизм/объективизм

1. Определение PR

Cначала рассмотрим определение PR: PR (аббревиатура расшифровывается как public relations, т.е. связи с общественностью) – это род деятельности, направленный на выстраивание необходимых отношений и формирование нужного общественного мнения.

Сходными по сути видами деятельности является манипулирование общественным мнением (манипулирование общественным сознанием) и пропаганда.

(Соответствующая статья в Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Связи_с_общественностью.)

 

2. PR и БЭ в материалах по соционике

Соционическая белая этика (БЭ), по-видимому, также занимается подобными вопросами.

Попробовал поискать у социоников определения белой этики, которые были бы схожи с определением PR – пока подходящих нашлось всего 3:

В книге А. Митрохиной «Общая соционика», в разделе «Творческая функция ИЭЭ»: «Организация общественного мнения путем утверждения в нем субъективных этических отношений».

В теоретическом разделе сайта Школы системной соционики (ШСС), в описании блока «Эго» ИЭЭ: «Находит выход из разнообразных ситуаций, владея видением скрытых возможностей, налаживая хорошие отношения либо настраивая положительное общественное мнение».

В книге А. Букалова «Потенциал личности и загадки человеческих отношений»: «Интровертная этика <…> Восприятие общественного мнения по отношению к субъекту как фактора, обуславливающего его энергетику». (Хотя мысль не совсем понятна – возможно, это и не вполне то.) 

3. Признаки Рейнина «Субъективизм/Объективизм»

Для более полного рассмотрения вопроса затронем признаки Рейнина «Субъективизм/Объективизм».

Примечательно, что эти признаки «привязываются» к соционической логике – объективистами являются представители квадр с ценностной объектной логикой (черной логикой, ЧЛ), а субъективистами – представители квадр с ценностной субъектной логикой (белой логикой, БЛ).

В принципе данные признаки имеют неоднозначные трактовки, однако в некоторых работах отмечается, что субъективисты предпочитают опираться на субъективное мнение, а объективисты – на опыт и объективные факты.

Вместе с тем стоит отметить, что существует также и объектная этика (черная этика, ЧЭ) и субъектная этика (белая этика, БЭ), и субъектная этика опирается преимущественно на субъективное отношение, что может проявляться в форме предвзятости, пристрастности, необъективности.

Более того – под это субъективное отношение могут «подтягиваться» удобные факты, а факты неудобные могут, наоборот, игнорироваться.

Я бы даже сказал, что субъектная этика может интерпретировать факты достаточно тенденциозно, сознательно и целенаправленно вырисовывая нужную картину мира – целью такой интерпретации является демонизация и «ангелизация» людей, а также очернение и обеление их поступков (иными словами, черный и белый PR).

Белая этика (БЭ): PR, этические манипуляции, манипуляции сознанием, манипулирование, промывание мозгов и формирование общественного мнения
 

Согласно моим наблюдениям, факты интерпретируются в основном в следующих целях:

  • подача событий в нужном ракурсе,
  • преподнесение себя в выгодном свете,
  • выставление манипулируемого человека в нужном свете.

Довольно показательные примеры переиначивания фактов в PR-целях приведены в статье В. Данченко «Блеск и нищета магов, или Инструкция по технике безопасности при работе с Витей А»:

4.8.3 Факты подтасовываются, умалчиваются, гиперболизируются, выставляются в нужном свете, истина «слегка» искажается и т.д. — причем всё это так, чтобы в конечном счете восславить Витю А и принизить тех, кому он не нравится, или кто ему больше не нужен.

<..>

4.8.5.3 Тенденциозность или ложная интерпретация действительных фактов. Основное средство формирования общественного мнения по отношению к конкретным лицам. <..>

Стоит отметить, что в случае недостатка фактов, которые можно было бы интерпретировать в нужном свете, они могут фальсифицироваться. Это, по-видимому, происходит потому, что создание нужной PR-картины является чем-то более значимым, нежели передача достоверных фактов.

О такой особенности упоминалось и у А. Аугустинавичюте:

Этические манипулируют чувствами и эмоциями других людей, потому правда и неправда для них имеют относительный смысл. Часто правдой становится то, что людям делает приятное, их подкупает, а его возвышает, то есть тоже делает приятным.

3.1. Формирование альтернативной реальности в сознании манипулируемого человека

Совокупность подобных интерпретаций, незаметно навязываемых манипулируемому человеку, позволяет формировать в его сознании своего рода альтернативную реальность. На практике это выглядит примерно следующим образом:

3.3.9.1 Хронический ментальный вампиризм, иначе называемый также «промыванием мозгов», — это планомерное вымывание из жертвы ее ментальных программ вроде взглядов на жизнь, на людей, на события, ситуации и т.д. с последующим замещением их ментальными программами мага.

3.3.9.2 В отличие от острой ментальной агрессии, направленной на сознание жертвы, хроническое перепрограммирование ее установок — гораздо более тонкий процесс, который может вообще не касаться сознания, действуя, например, «к делу не относящимися» лирическими отступлениями, «случайными» воспоминаниями, оговорками, умело поставленными легкими акцентами и т.д., то есть формируя необходимые образы непосредственно на уровне подсознания в обход сознательному контролю.

3.1.1. Превращение манипулируемого в «зомби»

Из людей с промытыми подобным образом мозгами могут, по-видимому, получаться своего рода зомби:

5.12.1 Пельше — настоящий мужчина. Он дает, нисколько не заботясь о том, возвращается ли что-то к нему, причем откуда у него силы берутся совершенно непонятно. Витя А пристроился при нем в роли мозгового центра: Пельше действовал, Витя А направлял эту деятельность. По витиным словам (Гела), Пельше был всецело «рукотворным», искусственным созданием, с нужными Вите А взглядами, мыслями, отношением к происходящему и т.д.

4. Эмпирика

Что касается эмпирики: по существу в реале мне приходилось плотно, не эпизодически, наблюдать PR-деятельность, пожалуй, только у ИЭЭ (некоторые наблюдения отмечены в статье «Гексли-Паскаль: совы не то, чем они кажутся»).

Можно рассмотреть и людей, с которыми приходилось общаться лично не приходилось – например, если взять работы известного соционика В. Стратиевской (ЭСИ), особенно касающиеся рассмотрения интертипных отношений ЭСИ с другими типами, можно видеть, что автор предлагает читателю достаточно тенденциозные картины, в которых ЭСИ воспеваются и наделяются почти всеми добродетелями, а их соконтактники выставляются в неприглядном виде.

По существу рисование подобных тенденциозных картин является одним из способов формирования нужного общественного мнения — вольно или невольно у г-жи Стратиевской получилась соционика с пропагандистской начинкой — в сознании читателей формируется нужная картина мира, в которой существует идеалистический, приукрашенный образ ЭСИ посреди неказистых образов других ТИМов. 

Также интересно, что г-жа Стратиевская в своих работах всех субъективистов (первые две квадры) старается выставить в неприглядном свете, в то время как объективисты представляются в свете гораздо более выгодном. Так, например, отмечается, что объективисты не склонны искажать факты для утверждения своего личного мнения, однако демонстрируемая самим автором-объективистом пристрастность заставляет в этом усомниться.

 

5. Специфика формирования нужного отношения: незаметность действий

Интересная особенность формирования нужного отношения посредством БЭ состоит, на мой взгляд, в том, чтобы осуществлять эти действия как можно более незаметным образом – чтобы, с одной стороны, создать нужное отношение человека или общественности к кому/чему-либо, а с другой стороны, по возможности остаться при этом в тени.

Показательные примеры незаметного формирования нужного отношения к действительности и людям приведены в уже цитировавшейся статье «Блеск и нищета магов»:

3.3.9.2 В отличие от острой ментальной агрессии, направленной на сознание жертвы, хроническое перепрограммирование ее установок — гораздо более тонкий процесс, который может вообще не касаться сознания, действуя, например, «к делу не относящимися» лирическими отступлениями, «случайными» воспоминаниями, оговорками, умело поставленными легкими акцентами и т.д., то есть формируя необходимые образы непосредственно на уровне подсознания в обход сознательному контролю.

<..>

5.5.2.2 Я называю этот процесс ограждения «нейтрализацией»: в подсознании жертв тщательно, по крупицам взращиваются тенденциозные образы «бывших», со всей очевидностью свидетельствующие, что этих людей принимать всерьез не стоит.

(Стоит отметить, что эти примеры имеют негативную окраску – в них идет речь о ментальном вампиризме и его жертвах, однако, возможно, незаметное формирование нужного отношения может преследовать и благие цели.)

 

 5.1. Self PR

Значительное внимание уделяется и созданию хорошего отношения к самому себе, т.е. так называемому self PR. Об этом говорила ещё А. Аугустинавичюте, только без использования термина «PR»:

Быть приятным и любимым – то, чего виртуозно добивается каждый этический. Он умеет создавать хорошее впечатление, умеет отчитываться за содеянное, писать отчеты и притом – похвалить всех и, прежде всего, себя.

<…>

Этика всех этических более или менее творческая, они считаются не столько с нормативами, сколько с конкретной ситуацией. Этично то, что улучшает ситуацию этического, делает его более обаятельным, более необходимым, более сильным среди других людей.

Понятно, что Self PR-деятельность также осуществляются по возможности как можно более незаметным образом (открытый Self PR может скорее оттолкнуть), поэтому при ее проведении используются различные косвенные способы.

 

 5.1.1. PR благих поступков

До окружающих также по возможности доносится информация о каких-либо благих деяниях, что, по-видимому, также способствует улучшению отношения к себе:

3.1.1.3 Демонстративность. Любое общественно-полезное действие выполняется таким образом и с таким видом, чтобы оказаться по достоинству замеченным, и чтобы благая весть о витином подвижничестве дошла до как можно большего числа людей.

 

5.1.2. Работа на контрастах

Одним из способов незаметного проведения PR и Self PR-деятельности является «работа на контрастах», имеющая 2 варианта:

  • выставление какой-либо персоны в неприглядном виде с тем расчетом, чтобы PR-деятель мог выгодно выглядеть на ее фоне,
  • воспевание какой-либо персоны с тем расчетом, чтобы манипулируемый стал бледно выглядеть на ее фоне.

Таким образом, через работу на контрастах, в неявном виде посылаются месседжи «я лучше относительно него», «он лучше относительно тебя» — и, по-видимому, здесь речь идет об установлении нужных БЭ-соотношений между субъектами.

Впрочем, данная тема довольно обширна и требует отдельного рассмотрения – более подробно она рассмотрена в материале «Гипотеза: помимо БЛ-иерархии существует еще и БЭ-иерархия?».

 

6. Информационно-психологические войны, манипулирование сознанием масс и пропаганда

Если полистать книги и материалы о манипулировании массовым сознанием и информационных войнах, создается впечатление, что в них описываются манипуляции по соционической этике, которые проводятся в более крупных масштабах, чем «обыденные», бытовые.

Так, в статье Википедии, посвященной информационной войне (http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная война), отмечается:

Объектом (информационной войны) является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, диппредставители, главы воинских формирований и т. п.). Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное.

Следующие определения манипуляции приводятся в работе С. Г. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием»:

Если  выписать  те  определения,  которые дают авторитетные  зарубежные исследователи  явления  манипуляции (наши-то пока  что ходят в подмастерьях, хотя на  практике  молодцы), то можно  выделить  главные,  родовые  признаки манипуляции. Во-первых, это — вид духовного, психологического воздействия (а не  физическое  насилие или  угроза насилия). Мишенью  действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.

Одной из первых книг, прямо  посвященных манипуляции сознанием, была книга социолога  из ФРГ Герберта Франке «Манипулируемый человек» (1964). Он дает такое определение: «Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Простейшим примером тому может служить реклама».

Итак, во-вторых, манипуляция — это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает Г. Шиллер, «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться».

(Книга «Манипуляция сознанием» находится в интернете в открытом доступе.)

Скорее всего, при манипулировании массовым сознанием используются обе соционических этики – и БЭ, и ЧЭ, однако, по-видимому, при незаметном манипулировании используется преимущественно БЭ.

Вопрос, какие методы манипуляции больше присущи БЭ, а какие – ЧЭ, требует специального рассмотрения.

 

7. PR и ЧЭ

Хотя черная этика (ЧЭ) и считается объектным, сущностным аспектом, относящимся к восприятию объектов, а не отношений (связей) между ними, вероятно, что при PR-деятельности задействуется и он.

Данный вопрос, впрочем, заслуживает отдельного рассмотрения.

 

8. Распознавание PR-информации в информационном ареале соционики

Попутно хотелось бы рассмотреть вопрос относительно соционического информационного ареала.

Поскольку в обычной жизни одной из «специализаций» соционической этики, по-видимому, является формирование нужного общественного мнения, то соответствующая деятельность должна проводиться также и в соционической информационной среде.

Достаточно ярким образцом подобного рода деятельности в соционике являются, к примеру, работы г-жи Стратиевской, о которых говорилось выше, в п. 4.

В целом же, на мой взгляд, под влиянием соционической картины, сформированной ТИМами, «специализирующимися » в области PR, сейчас находятся не только отдельные соционики-любители, но и некоторые соционические школы, что может усложнять установление действительной картины, имеющейся в рамках соционики.

 

9. Гипотеза

Итак, гипотеза моя состоит в том, что PR-деятельность и близкие к ней виды деятельности являются одной из составляющих, одной из граней функционирования БЭ. (Не уверен, что эта формулировка вполне корректна с точки зрения терминологии, но ладно, можно будет, если что, поправить :)).