В соционических кругах часто говорят о том, что БЛ-субъективисты пытаются подгонять реальность под свои искусственные, оторванные от реальности, построения.

Однако, как оказалось, помимо БЛ-субъективизма существует ещё и БЭ-субъективизм, и теперь я предлагаю примерить существующие представления о БЛ-субъективизме и к БЭ-субъективизму)

БЭ, кстати, мне кажется, это не только отношения, – это вообще сама по себе мировоззренческая функция, которая формирует такой же мировоззренческий каркас, как и БЛ, и этот БЭ-каркас может существовать абсолютно независимо от объективной реальности.

Под этот БЭ-каркас подгоняются удобные фрагменты реальности, а вот “неудобные” фрагменты реальности попросту игнорируются.

Вообще, БЭ-субъективисты, по моим наблюдениям, очень склонны желаемое выдавать за действительное – это такой народ, который часть фактов преподнесет под нужным углом, часть проигнорирует, а часть не постесняется взять с потолка.

И вот это замещение реальности искусственными БЭ-субъективистскими построениями и непримиримое настаивание на истинности этих построений порой может выглядеть как некая – позволю себе употребить сленг – упоротость. (Как пишет “Викиреальность”, “оборот «упоротость» на многих форумах используется как синоним слова «упёртый» для обозначения непоколебимой приверженности участника определенной точке зрения, вплоть до полного игнорирования здравого смысла”.)

Короче говоря, уже сложившееся общественное мнение об упоротости БЛ-субъективистов будет справедливо применить и к БЭ-субъективистам.

Соционика: белая этика, БЭ-субъективизм, мировоззрение и этические манипуляции общественным мнением
Субъективизм/объективизм (БЭ-субъективизм)

Теперь рассмотрим особенности формирования БЭ-субъективистского каркаса реальности – пока что их будет четыре:

1) Каркас альтернативной реальности, создаваемый БЭ-субъективистами, а также БЭ-суждения, берут свое начало в Эго, т.е. эгоцентричны (более подробно об этом говорится в статье “Новое в соционике. Гипотеза: «Объективный субъективизм» и «Эгоцентрический субъективизм»“).

2) Стратегия формирования БЭ-субъективистского каркаса реальности (или, возможно, одна из стратегий) состоит в достижении психологического (морального, нравственного, социального, интеллектуального и т.д.) доминирования над другими людьми. Для достижения этой стратегической цели используются различные тактические приемы (стягивание одеяла на себя и самообеление вкупе с шельмованием окружающих и переводом на них стрелок, акцентирование внимания на “подходящих” фрагментах реальности, показывающих БЭ-субъективиста в выгодном свете, а его визави, напротив, в невыгодном, при этом игнорирование “неподходящих” фрагментов реальности, и т.п.). Более подробно об этом также говорится в статье “Новое в соционике. Гипотеза: «Объективный субъективизм» и «Эгоцентрический субъективизм»).

3) БЭ-субъективисты больше склонны работать не над объективными материями БЛ/ЧЛ, которые достаточно мало зависят от личных желаний и предпочтений, а над формированием субъективного общественного мнения. Другими словам, в качестве объекта манипуляции выступает общественное мнение (общественное сознание). В ходе работы над общественным мнением формируется, например, и собственное реноме, и реноме других людей.

БЭ-субъективисты также манипулируют фокусом общественного внимания, или, другими словами, канализируют его в определенных направлениях, следя за тем, на каких вопросах общественное внимание будет концентрироваться, а какие будут вовсе оставаться без внимания.

Речь, например, идет о фокусировании общественного внимания на чужих недостатках и оплошностях с их обсуждением, муссированием, пестованием, гипертрофированием и культивированием, в то время как собственные недостатки и оплошности, даже намного бОльшие и серьезные, при этом будут оставаться вне фокуса общественного внимания и, соответственно, не обсуждаться вообще никак, в принципе своем.

Кстати, в соционике такое практикуется довольно широко.

Также в соционике БЭ-субъективисты, на мой взгляд, занимаются введением в оборот и культивированием “удобных” стереотипов, а также выведением из оборота стереотипов “неудобных”.

4) БЭ-субъективисты также склонны рассматривать других людей в качестве объектов манипуляций, т.е. манипулируют не концепциями, как БЛ-субъективисты, а непосредственно самими людьми, рассматривая их как бы с точки зрения творцов, скульпторов. На этом поприще БЭ-субъективисты могут использовать ничем не подкрепленные безосновательные и безответственные утверждения, касающеся манипулируемых, и доходить вплоть до деформирования их психики.

При этом стоит отметить, что БЭ-«скульпторы» главным образом формируют из других людей нечто худшее, чем они есть на самом деле, то есть по сути, можно сказать, их калечат.

Мотивы, которыми при этом руководствуются БЭ-субъективисты, рассмотрены в упоминавшейся выше статье «Новое в соционике. Гипотеза: «Объективный субъективизм» и «Эгоцентрический субъективизм»).

Для получения представления о том, что формируют из других людей БЭ-субъективисты, предлагается рассмотреть правую колонку нижеприведенной таблицы:

Соционика: этические манипуляции, распределение ролей в субъективистском БЭ-театре, социальные игры

Сами же БЭ-cубъективисты стараются «размещаться» в левой части таблицы.

Вообще, наверное, можно сказать, что внимание БЭ-субъективистов сфокусировано на социуме, в котором они как бы играют в социальные игры, в которых стараются верховодить, назначая себе и другим социальные роли и задавая свои правила.

После перечисления четырех особенностей хотелось бы подчеркнуть, что для БЭ-субъективистов субъективная картина реальности, в которой они облачены в белые одеяния, в том числе за счёт принижения и очернения других, важнее правды и справедливости.

В связи с этим можно процитировать г-жу Аугустинавичюте:

«Этические манипулируют чувствами и эмоциями других людей, потому правда и неправда для них имеют относительный смысл. Часто правдой становится то, что людям делает приятное, их подкупает, а его возвышает, то есть тоже делает приятным».

Также в подкрепление вышеприведенных рассуждений приведу несколько цитат г-жи Стратиевской относительно этиков Дельта-квадры:

Стремление оградить себя от разочарований, стремление уйти от грубой реальности, потребность мечтать о воздушных замках и воспарять к ним на мыльных пузырях в стремлении подменить реальную действительность воображаемой порождает такое явление как субъективный идеализм этиков дельта – квадралов, идущий вразрез с квадровым признаком объективизма.

также и:

Основной объект воздействия дельта-интуита как субъективного идеалиста – психика его соконтактника. Деформация этой психики посредством внушения и манипуляций, производимых с нею – основная его цель. Воздействуя на психику соконтактника, дельта-интуит чувствует себя творцом, создающим нужного ему человека по нужному ему образцу.

и г-на Таланова относительно СЭЭ:

Так, ему обычно нравится доказывать порядочному человеку, что тот — подлец, умному — что тот дурак, и т.п. На эти «доказывания» работает связка его агрессивной ЧС и БЭ. В данном случае творческая белая этика принимает демагогический характер, стараясь искусственно подгонять поведение других людей под какие-нибудь отступления от моральных норм и под возможность их словесного унижения.

Подытоживая: БЭ-субъективисты не меньшие, и я думаю, что даже намного большие выдумщики и престидижитаторы, чем БЛ-субъективисты. Стоит также с сожалением отметить, что этики Гаммы и Дельты уже не одно десятилетие формируют в умах соционической общественности искаженную и несправедливую картину, при этом – порой намеренно, порой нет – используя сложившийся в общественном мнении не отвечающий действительности стереотип об объективности суждений представителей 3-й и 4-й квадр.

В связи с этим, как считает автор, следовало бы относиться к высказываниям БЭ-субъективистов с большей осторожностью и скептицизмом.

Дополнительные материалы:

Гексли-Паскаль: совы не то, чем они кажутся
Белая этика (БЭ) – это в том числе PR и манипуляция сознанием?
Новое в соционике. Гипотеза: «Объективный субъективизм» и «Эгоцентрический субъективизм»
Гипотеза о роли Драйзера (ЭСИ) в социуме
Проект «Соционическая контрпропаганда»
Фольклор и общественное сознание: обсуждение (на Социофоруме)