1. Новое в соционике — БЭ-субъективизм

Пока что считается, что субъективистами являются представители 1-й и 2-й квадр (из-за ценностной субъектной логики — БЛ), а объективистами — представители 3-й и 4-й квадр.

Причем в адрес БЛ-субъективистов нередко запускаются шпильки со стороны представителей 3-й и 4-й квадр — в соционических кругах ходит много разговоров, что субъективисты-де не дружат с объективной реальностью, живут в выдуманном ими самим мире, и т.п.

Пишутся также соответствующие статьи — такая статья имеется, например, у г-на Миронова. А у г-жи Стратиевской тезис об убожестве БЛ-субъективистов вообще является одним из лейтмотивов её творчества.

Однако, как выяснилось сравнительно недавно, помимо БЛ-субъективизма существует ещё и БЭ-субъективизм.

1.1. Соринка и бревно

Существование материалов, ошельмовывающих БЛ-субъективистов, в значительной степени избавляет от необходимости упражняться в злословии в отношении БЭ-субъективистов (конечно, при возникновении такого желания), так как эта работа уже проведена: достаточно просто цитировать уже написанные пасквили про БЛ-субъективистов и снабжать их комментариями в духе «угодно ль на себя примерить?»

В частности, все шпильки, адресованные г-жой Стратиевской субъективистским Альфе и Бете, рикошетом вернутся в Гамму и Дельту и к этикам этих квадр — в первую очередь.

2. Краткая суть статьи и дисклеймер

В данной статье будет рассмотрено только одно из различий между БЛ-субъективизмом и БЭ-субъективизмом, которое можно называть «Объективный субъективизм/Эгоцентрический субъективизм», и рассматриваться будет в ней преимущественно «Эгоцентрический субъективизм».

Ко всему написанному в статье следует относиться как к плакатному упрощению сложной и многогранной реальности.

Также стоит отметить, что в данной статье будут использоваться политические иллюстрации и карикатуры, которые сейчас ходят в интернете – они предназначаются не для выражения политической позиции автора и не для обращения внимания читающего на текущую политическую ситуацию, а сугубо для иллюстрирования описываемых БЭ-манипуляций, поскольку чрезвычайно хорошо для этого подходят.

Кроме того, автор просит его извинить за некоторые используемые в статье нелестные сравнения и высказывания.

 

3. Коротко о рассматриваемом различии

Суть рассматриваемого различия состоит в том, что если суждения на основе БЛ характеризуется невовлеченностью, непривязанностью к личным предпочтениям (пристрастиям) судящего субъекта, то суждения на основе БЭ к личным предпочтениям уже жёстко привязываются.

Можно также сказать, что БЛ-субъективисты рассматривают и оценивают объекты как бы со стороны, невовлеченно, безотносительно себя, в то время как БЭ-субъективисты рассматривают и оценивают их относительно самих себя.

То есть получается, что БЭ-субъективисты как бы ставят самих себя в центр отсчёта и становятся идеалом, эталоном, относительно которого и осуществляется сравнение, суждение, оценивание (далее по тексту это будет называться «Эгоцентрическим субъективизмом»).

Соционика: признаки Рейнина (ПР) Субъективизм/объективизм (Эгоцентрический субъективизм) / БЭ, белая этика
Эгоцентрический субъективизм

4. БЛ-равноправие и БЭ-доминирование

Эгоцентрический субъективизм устроен таким образом, что Эгоцентрический субъективист ставит самого себя на первое место, а соконтактника старается вытеснить куда-то вниз, на «унизительные подчинённые позиции», как пишет г-жа Стратиевская в своей статье про Дельта-квадру.

Вообще г-жа Стратиевская данную особенность описывает довольно живописно, не учитывая, правда, что она связана и с её собственной базовой функцией. К слову, само её творчество является прекрасной иллюстрацией к понятию Эгоцентрического субъективизма, так как в центр Социона она ставит саму себя (ЭСИ) (и, по-моему, всю Гамму в целом), а все остальные 15 ТИМов, не дотягивающих до эталона ЭСИ, отправляются на периферию.

В целом же создаётся впечатление, что Эгоцентрический субъективизм не тяготеет к равным правам, к равноправию, и выражается в том, чтобы поставить визави ногу на горло, подмять его под себя, лишить всех прав, получить над ним психологическое преимущество и возможность психологического доминирования.

Можно также сказать, что Эгоцентрический субъективизм — это всегда игра в одни ворота, всегда игра в одну сторону, когда Эгоцентрический субъективист всегда выигрывает, в его визави всегда остаётся в проигрыше.

Эта особенность — эгоцентрическая игра в одни ворота — хорошо описана у г-жи Стратиевской в статье про Дельта-квадру, например:

• тот, кто всегда лучше знает, что и как надо делать, когда, кому и что говорить и постоянно этому учит других, не позволяя поучать себя,

• тот, кто всегда контролирует других, но над собой контроля не признаёт,

• тот, кто находит недостатки в других, игнорируя или не принимая всерьёз критику в свой адрес…

На практике это может выражаться, например, в том, что Эгоцентрический субъективист может выражать визави своё неудовольствие и свои претензии, а вот его визави такого права уже лишается — он никто, чтобы говорить такие вещи.

Или, например, Эгоцентрический субъективист может обижаться на визави, а вот визави обижаться на Эгоцентрического субъективиста уже не может — так ему и надо, его удел — только всё терпеть и за всё благодарить.

Выглядит такая игра в одни ворота примерно так:

Соционика: субъективизм/объективизм
 

Объективный субъективизм же больше стремится к равноправию, к равным правам между людьми. В этом случае игра идёт уже с двумя воротами — ты можешь что-то сделать, но и твой визави будет иметь на это точно такое же право.

Другими словами, БЛ — это обоюдоострая вещь, которая затрагивает обе стороны, а БЭ направлена только в одну сторону, замкнута на Эго одного человека и устроена так, что один всегда белый и пушистый, а вот другому уготовано место где-нибудь в грязи и прочих неприятных субстанциях.

 

5. Один из основных мотивов Эгоцентрического субъективиста

Стоит отметить, что это один из ключевых пунктов данной статьи, в котором раскрывается причина многих действий Эгоцентрических субъективистов, поэтому на данный пункт будет множество отсылок по ходу дальнейшего повествования.

По-видимому, одним из основных мотивов, движущих Эгоцентрическими субъективистами, является установление своего психологического доминирования над другими людьми. И, по-видимому, психологическое доминирование является способом существования/выживания БЭ-типов в обществе.

В связи с этим рассмотрим, что г-жа Стратиевская пишет относительно Дельта-квадры:

По факту реального доминирования и спонтанно сложившихся отношений соподчинения каждый из дельта-квадралов в процессе взаимодействия становится либо доминантом (самозванным и самовольным), — контролёром, наставником — человеком свободным и независимым от чьей-либо воли, наделившим себя правом исправлять и контролировать действия окружающих, либо зависимым и притесняемым «подконтрольным»…
[…]

  • Стремление завоёвывать превосходство любой ценой, захватывая психологически выгодную позицию, удобное для себя удобное поле возможностей, удобную систему приоритетов,
  • стремление возвыситься над соконтактником любыми средствами, используя для этого самые примитивные и ошеломляюще наивные способы,
    стремление унизить его, чтобы не быть униженным самому,
  • стремление взять на слабо и втянуть в опасное и изнурительное соревнование с тем, чтобы потом унизить его с позиций морального и социального превосходства,
  • надменное высокомерие, — древний как мир «лохотрон», позволяющий завышать планку требований и расширять поле личного доминирования беспредельным психологическим террором,

Итак, можно сказать, что Эгоцентрический субъективист — это доминант, который:

  • с одной стороны, обороняет свое главенствующее первое место от посягательств (если вдруг кто-то захочет покуситься на его место, то есть посмеет превзойти доминанта в морально-нравственном плане или просто в плане психологического доминирования, то доминант начнёт его «опускать»),
  • а с другой стороны — ищет особи, над которыми он мог бы подоминировать, то есть как бы подчинить себе, встать над ними, поставить им ногу на горло.

Это также объясняет, почему для Эгоцентрического субъективиста характерно непризнание своих грехов, своих ошибок, своей ответственности и своей вины.

Эгоцентрический субъективист не может позволить себе признать свои грехи, свои ошибки, свою ответственность и свою вину, потому что это пошатнёт его доминирующую позицию, так как в этом случае он опустится в «морально-психологической» иерархии, вследствие чего оставаться доминантом и смотреть на других «сверху-вниз» уже будет невозможно.

Поэтому для выхода из устроенных ими неудобных ситуаций Эгоцентрические субъективисты прибегают к таким мерам, как отрицание совершенных ошибок, отрицание и игнорирование неудобных фактов, хранение гордого молчанья, переиначивание фактов в свою пользу, подача фактов в нужном ракурсе (рефрейминг), «перевод стрелок» на других, и т.д. Всё это позволяет субъективно сохранить доминирующую позицию за собой.

Стоит подчеркнуть, что доминирующая позиция в случае «перевода стрелок» и прочих приёмов будет сохранена только лишь субъективно, а по факту, объективно, это будет выглядеть совершенно иным образом – объективно «моральное падение» усугубится ещё и использованием нечестных приёмов.

5.1. Концепции «Мусорного контейнера для грехов» и «Обожествления»

Эгоцентрический субъективист старается не признавать за собой каких-либо грехов (потому что такое признание, как уже говорилось выше, в п.5., пошатнёт его доминирующую позицию), поэтому возникает потребность эти грехи куда-то прятать или приписывать их кому-либо другому.

Можно также сказать, что при этом появляется нужда в своем роде «Мусорном контейнере для грехов», в который можно было бы складывать свои непризнаваемые грехи.

В качестве такого Мусорного контейнера для грехов Эгоцентрического субъективиста, увы, выступают другие ни в чём не повинные люди.

Выглядит это примерно так:

Соционика: белая этика (БЭ) и этические манипуляции а-ля Крошка Цахес
 

Если же у Эгоцентрического субъективиста отсутствует чувство меры и он приписывает визави избыточное количество грехов, то его визави благодаря этому приобретает божественные качества Вездесущности, Всесильности и Всемогущества, потому что простому смертному просто физически не под силу повсюду поспеть, чтобы всё это натворить, даже при всём своём огромном желании:

Соционика: белая этика (БЭ) и этические манипуляции
 

Такое «обожествление» случается, когда БЭ-манипулятор идёт вразнос и БЭ-манипулирование побеждает здравый смысл (автору приходилось сталкиваться с таким на личном опыте и побыть в роли Вездесущего и Всемогущего).

К слову, в соционическом ареале, на взгляд автора, «Мусорным контейнером» и «богом» для ЭСИ является ИЛЭ, так как довольно часто от ЭСИ приходится слышать риторику в духе «Кошка бросила котят — это ИЛЭ виноват».

Справедливости ради нужно отметить, что это, видимо, это не БЭ-манипуляция в чистом виде, поскольку многие ЭСИ, по-видимому, совершенно искренне убеждены в том, что во всех существующих бедах и проблемах и в их личной жизни, и в жизни планеты, виноваты ИЛЭ.

 

6. Эгоцентрический субъективизм и феномен Цахеса

В психологии существует такое понятие, как феномен Цахеса – это «парадоксальная способность харизматичной личности приписывать себе все успехи и достижения других людей и возлагать на них ответственность за собственные ошибки, просчеты и преступления».

По причинам, описанным в предыдущем п.5., подобный характер мышления и поведения вполне характерен для Эгоцентрических субъективистов.

Для иллюстрации можно взять работы г-жи Стратиевской – через все работы данного соционика проходит следующий лейтмотив:

  • хороший Драйзер и 15 разновидностей нравственных калек,
  • умный и здравомыслящий Драйзер и 15 типов дураков неумных людей,
  • полезный Драйзер и 15 сортов социальных паразитов,

…и т.д., и т.п., и наконец;

  • скромный Драйзер и 15 видов хвастунов-самохвалов.

С подобным подходом автору приходилось сталкиваться и на практике – наиболее ярко это проявилось при взаимодействии с ИЭЭ. Расклад был таким же:

  • Гексли хороший – все плохие и виноватые,
  • Гексли умный – все дураки неумные,
  • Гексли идеальный – все дефективные,

…и т.д., и т.п., и наконец;

  • Гексли скромный – все безудержные хвастуны.

Эгоцентрический субъективист не просто старается приписать себе всё самое лучшее, но и старается «отобрать» (или хотя бы умалить, нивелировать) всё хорошее, что есть в людях других. А при необходимости — cваливает на других свои собственные грехи и приписывает им свои собственные недостатки.

Обобщенно расклад между манипулирующим Эгоцентрическим субъективистом и визави выглядит примерно так:

Соционика: этические манипуляции, распределение ролей в субъективистском БЭ-театре

Данная таблица, к слову, создана на основе эмпирических наблюдений и носит универсальный характер – ей можно руководствоваться в реальной повседневной жизни во всех коллективах, так как БЭ-манипуляции везде работают схожим образом.

6.1. О привязке морали, нравственности и всего хорошего, что есть в мире, исключительно к аспекту БЭ

На взгляд автора, Эгоцентрические субъективисты (и в реальной жизни, и в соционическом информационном ареале) довольно нередко прибегают к спекуляциям и манипуляциям а-ля Крошка Цахес, когда абсолютно всё хорошее приписывается себе (либо аспекту БЭ), а всё плохое сваливается на других, что как минимум значительно затрудняет установление реальной, объективной, картины.

Кроме того, Эгоцентрические субъективисты для этих целей по сути прибегают к клевете.

Речь идёт к примеру, о спекулятивных рассуждениях в духе: «БЭ — вещь святая просто по определению, значит, всё то хорошее, что делается на Земле, вершится благодаря БЭ, а если мы видим что-то плохое, то это всё что угодно, кроме БЭ».

То же самое, например, можно видеть у г-жи Стратиевской, которая, по сути описывая БЭ-манипуляции, относит их то к БЛ-манипуляциям, то к ЧИ-манипуляциям, то к ЧЭ-манипуляциям, то к ПР «Аристократизм», то невесть к чему ещё. И уж конечно, по её мнению, этики Гаммы на манипуляции почти не способны — разве что СЭЭ, и то самую малость.

И уже совсем другое дело зловредные этики Дельты — воплощение коварства и завзятые манипуляторы, которые почему-то манипулируют по… БЛ. Изредка — по ЧИ. (Удивительное дело — почему же так не манипулируют логики Альфы, у которых и БЛ, и ЧИ в избытке.)

То есть у данного автора получается так, что некрасивые проделки видны, но виноваты во всех этих проделках все, кроме действительного виновника, БЭ, – получается прямо по Гофману, — чистейший Крошка Цахес, если можно так сказать применительно к отдельно взятому аспекту.

Также в соционическом информационном ареале можно видеть постоянные попытки приписать к БЭ такое понятие, как справедливость. На мой взгляд, зачастую это проявление характерного эгоцентрического стремления тянуть всё одеяло (под одеялом подразумевается «всё хорошее») на себя.

Причины, лежащие в основе таких манипуляций и спекуляций, описаны в п.5. – Эгоцентрическому субъективисту нужно удерживать свою доминирующую позицию, поэтому он стремится приписать всё хорошее себе, а у визави, наоборот, всё хорошее отобрать, — чтобы можно было играть с визави только в одни ворота: «Я здесь доминат, у меня есть всё, а у тебя нет ничего» и под этим предлогом безнаказанно вытирать об него ноги установить над ним своё морально-психологическое доминирование.

У г-жи Стратиевской также упоминается такое понятие, как «этические права», — так вот, если говорить в рамках этой терминологии, Эгоцентрический субъективист стремится все этические права присвоить себе, а визави лишить всех этических прав, то есть оставить его бесправным, чтобы Эгоцентрический субъективист имел возможность делать по отношению к визави всё что захочет, а визави не мог бы на это ничем ответить.

6.2. Ложные социальные и соционические образы

Манипуляции и спекуляции а-ля Крошка Цахес, предпринимаемые Эгоцентрическими субъективистами, приводят к значительному искажению образов ТИМов в общественном сознании.

Если говорить, например, о ТИМе ИЛЭ, то для данного ТИМа создаётся репутация убожества по всем жизненным и соционическим аспектам. Для создания данного образа используются роли (свойства) из правой части уже приводившейся в п.6. таблицы.

Стоит отметить, что ИЛЭ, возможно, единственный ТИМ, который удостоился отнесения в правую сторону данной таблицы.

В результате этого в ТИМ ИЛЭ типируют всех сомнительных личностей из всех 4-х соционических квадр по принципу: «Убогий? Значит, ИЛЭ».

В свою очередь, из-за большого количества различных сомнительных личностей под данным ТИМом общественное мнение об убожестве ИЛЭ находит себе подтверждение и укрепляется ещё больше. То есть получается своего рода замкнутый круг.

(К слову, по мнению автора, стереотипный образ ИЛЭ в общественном сознании содержит в себе большое количество этических черт (причём строго негативных этических черт) и, кроме того, ТИМ ИЛЭ сам по себе не менее чем на 80% укомплектован из довольно странных этиков обоих цветов изо всех четырёх квадр.)

Плюс ещё оказывает влияние и отыгрывание стереотипных образов – в общем, наша соционика то ещё шапито.

 

7. Соционический фольклор

Также интересен и показателен в свете рассматриваемой темы соционический фольклор, в котором ЭСИ вытирают ноги об устанавливают своё превосходство над ИЛЭ и над другими представителями Социона:

Соционика | Драйзер (ЭСИ) и Дон Кихот (ИЛЭ): отношения конфликта в картинках в рамках соционической контрпропаганды

Соционика: эгоцентрический субъективизм, белая этика, этические БЭ-манипуляции

И ведь большинство искреннее верит в эти спектакли с Великим ЭСИ, попирающим «убогих» представителей других ТИМов, и считает, что всё должно складываться именно так и никак иначе.

Однако эффект от этого получится обратный ожидаемому, так как в итоге убого будут выглядеть всё же ЭСИ, самоутверждающиеся за чужой счёт.

Вообще подобные перфомансы ЭСИ давно можно отнести к старым добрым соционическим традициям — ЭСИ вечно тщатся из себя что-нибудь этакое изобразить, но в результате выходит, что сами же сваливаются в яму, которую выкапывают для других, и сами же себя выставляют на посмещище.

Однако справедливости ради нужно сказать, что многие ЭСИ сами стали жертвой искаженной картины общественного сознания, так как из-за маломерной интуиции ЭСИ, наверное, в большинстве своём полностью и безоговорочно верят во все ложные общественные стереотипы и образы, в результате чего начинают гоняться за призраками и сражаться с ветряными мельницами. Да, не тот тип назвали Дон Кихотом.

 

8. Некоторые приемы БЭ-доминирования, или «ты виноват уж тем…»

Как говорилось в п.5., одним из основных мотивов, движущих Эгоцентрическими субъективистами, является установление морального/этического/психологического доминирования над другими людьми.

Намерения при этом могут декларироваться самые благие — якобы борьба за нравственность, наставление на путь истинный, благородное возмущение, и т.п. Однако чаще всего это изрядное лукавство — реальная цель, для которой это делается, обычно состоит в том, чтобы получить над визави преимущество и возможность доминирования.

И стоит сказать, что, например, в соционической среде таких лукавцев водится достаточно много.

Итак, среди основных приемов для достижения БЭ-доминирования можно выделить следующие:

  • пение дифирамбов в собственный адрес и self-PR в целом, включая PR благих поступков,
  • выискивание у визави недостатков, при необходимости их гипертрофирование (при одновременном умалении или полном замалчивании достоинств),
  • преувеличение достоинств «доминанта» (при одновременном нивелировании или полном замалчивании недостатков),
  • выдвижение на первый план «нужных» фактов и замалчивание фактов «ненужных»,
  • удерживание и фокусирование внимания на удобной манипулятору повестке дня (порой это делается, чтобы увести внимание от повестки неудобной, — в духе «Вор кричит: «Держи вора!»»),
  • переиначивание фактов и подача фактов в нужном ракурсе (рефрейминг),
  • пристройка сверху, например, манипулятивное наставничество, манипулятивные поучения с целью возвыситься над визави (по абсолютно любым жизненным аспектам — наставления и поучения не обязательно могут быть связаны с этическими вопросами) — тот, кто наставляет и поучает, ставит себя «выше» наставляемого и поучаемого,
  • отношение к визави как к чему-то убогому и недостойному и соответствующая этому манера общения — например, манера говорить с визави как с умственно неполноценным, тем самым обеспечивая себе моральное превосходство над ним,
  • приписывание ложной мотивации (себе – достойной, визави – недостойной),
  • распределение (социальных) ролей и психологических свойств («доминант» берет себе выгодные, а визави достаются невыгодные),
  • изобретение различных предлогов, под которыми визави можно объявить недостойным,
  • непризнание, отрицание «доминантом» собственных недостатков, грехов и ошибок,
  • перевод стрелок, сваливание собственных грехов и ошибок на визави, приписывание визави своих недостатков,
  • работа на контрастах (например, стремление выгодно выглядеть на фоне визави, а также принижение визави путем сравнения его с более выдающимися персонами),
  • деланое возмущение (об этой манипуляции упоминал ещё Сократ),
  • инсинуации,
  • приписывание визави слов, которых он никогда не говорил, и дел, которых он никогда не совершал, ложные обвинения, клевета (сочинение напраслины) и кликушество,
  • риторика а-ля Крошка Цахес в общем целом (стягивание одеяла на себя и самообеление вкупе с шельмованием визави и переводом стрелок на визави),
  • в соционике: отдельно стоит выделить усиленную апологизацию (превознесение, обеление и выгораживание) БЭ и осуществление на этой базе спекуляций наподобие «гаммийцы (дельтийцы) святы и правы во всём по определению, потому что БЭ» (на всякий случай небольшая справка: согласно Большому энциклопедическому словарю, апология (греч. apologia) — это неумеренное, чрезмерное восхваление кого-нибудь или чего-нибудь, защита (обычно предвзятая),
  • в соционике: различного рода мифотворчество, в рамках которого, например, осуществляется введение в оборот и культивирование «выгодных» соционических стереотипов, а также выведение из оборота стереотипов «невыгодных»,
  • в соционике: спекулирование на выгодных БЭ-манипулятору ложных соционических стереотипах.

Выглядеть это может, например, так:

Соционика: БЭ, белая этика и этические манипуляции
 

Или так:

Соционика: БЭ, белая этика, этические манипуляции и субъективизм
(СМИ: Трамп ненавидит детей, Трамп: СМИ лгут, я люблю детей!, СМИ: Педофил!)
 

Любишь ты детей или, наоборот, не любишь, желающий доминировать Эгоцентрический субъективист изобретёт подходящий предлог, чтобы сделать визави «плохим» при абсолютно любом раскладе, — так уж устроен Эгоцентрический субъективизм.

В целом выглядят приёмы для достижения БЭ-доминирования не слишком красиво, поэтому здесь видится парадокс: ради установления морального превосходства приёмы приходится применять аморальные.

При этом Эгоцентрическому субъективисту невыносимо видеть рядом с собой одежды ещё более светлые, чем у него самого, и чем они светлее, тем большего числа нападок стоит ждать.

Подытоживая; «плохим» для Эгоцентрического субъективиста его визави будет всегда, а Эгоцентрический субъективист, в свою очередь всегда будет только «хорошим», «лучше всех» (впрочем, данное утверждение — это плакатное упрощение, служащее для передачи основной мысли).

 

9. В стиле шакала

Здесь будет использовано не очень лестное и приятное сравнение, но всё же, на взгляд автора, его стоит привести. В одном из ключевых пунктов статьи, п.5., на который идут постоянные отсылки, отмечается: «ищет особи, над которыми он мог бы подоминировать, то есть как бы подчинить себе, встать над ними, поставить им ногу на горло».

Эгоцентрические субъективисты постоянно находятся в поиске более слабых, — тех, за счет кого, как они считают, можно безопасно самоутверждаться, кого можно прогибать под себя.

Под «более слабыми» подразумеваются люди с какими-либо реальными либо мнимыми недостатками, грехами, ошибками. Потому что все чужие грехи, ошибки и недостатки позволяют Эгоцентрическому субъективисту чувствовать себя лучше относительно других, потому что они питают и надувают его Эго.

То есть выходит, что Эгоцентрический субъективист как бы питается и надувается рядом с чужими грехами и движется вперед, опираясь на чужие грехи.

Эгоцентрическому субъективисту люди «чистенькими и беленькими» не нужны, для него такие люди будут невыносимы, поэтому они немедленно начнут выпачкиваться (намерения при этом, разумеется, будут декларироваться самые благие), чтобы получить возможность подпитывать себя – да-да – этой же самой грязью.

Это шапито – сначала выпачкать визави, а затем громко возмутиться его чумазостью – описывается в статье г-жи Стратиевской про Дельта-квадру под названием «Игра в песочные пирожки».

Насыщение чужими нечистотами – действо не слишком эстетичное, поэтому Эгоцентрические субъективисты стараются максимально его облагородить (придать вид борьбы с грехами) и\или совершать данное действо вдали от глаз общественности.

К слову, в соционике подобное действо – а-ля шакал — часто можно наблюдать в исполнении некоторых ЭСИ, выбирающих в качестве «слабых жертв» ИЛЭ и ЛИЭ, которыми можно себя подпитывать, и которые, как, видимо, считают некоторые ЭСИ, при этом не могут дать никакого отпора.

При этом, по-видимому, различие между Эгоцентрическими субъективистами Гаммы и Дельты здесь заключается в том, что Гамма проделывает такие вещи более открыто и публично, в то время как в Дельте они чаще происходят в камерной, кулуарной обстановке, за счёт чего Дельту застать за этим занятием сложнее.

В заключение данного пункта статьи стоит отметить, что всё написанное выше следует воспринимать как плакатное упрощение.

9.1. Типаж Моськи

Чем Эгоцентрический субъективист беднее в морально-нравственном плане сам, тем больше ему приходится прилагать усилий для сохранения своего доминирующего положения – другими словами, тем больше он вынужден нападать на других – принижать, поносить, обвинять, уличать, умалять, и т.д. Всё это позволяет субъективно приподнимать себя относительно других персон.

Это может выражаться в использовании риторики в духе «Берёза — тупица, дуб — осёл, речка — кретинка, облака — идиоты. Лошади — предатели. Люди — мошенники», и т.д.

Также со стороны это может выглядеть как некоторое подобие взаимодействия между Слоном и Моськой.

Выглядит это примерно следующим образом:

Соционика: белая этика (БЭ), этические манипуляции и субъективизм
 

Однако сходство с иллюстрацией — только приблизительное, поскольку БЭ-«доминант» не стал бы говорить «он тоже таков», потому что это означало бы, во-первых, признание своего незавидного положения, а во-вторых, это означало бы, что «доминант» и визави равны, находятся на одной планке.

Эгоцентрический же субъективизм устроен таким образом, что БЭ-«доминант», погруженный в различные субстанции по уши и наблюдая проходящих мимо него людей в безупречно чистой одежде, станет утверждать, что самым чистым и опрятным является именно он, в то время как все остальные – возмутительные грязнули, оскорбляющие его одним свои видом. Словом, альтернативная реальность БЭ-субъективизма от действительной реальности несколько отличается.

 

10. Мифы и стереотипы о БЭ-миротворчестве

В соционике бытует стереотип о том, что БЭ – это исключительно миролюбивая и миротворческая функция, служащая сугубо для мирных позитивных целей, а особенно если она «плюсовая», дельтийская.

Вместе с тем, если присмотреться, БЭ-типы нередко бывают бузотерами и зачинщиками срачей ожесточённых дискуссий, инспираторами непримиримости, нетерпимости и кликушества.

Специфика здесь состоит в том, что гамийские этики чаще делают всё это открыто, чаще становятся на броневик, а дельтийские чаще затевают всё в камерной, кулуарной обстановке, стараясь при этом действовать незаметно и невидимо, — как бы из-за портьеры.

Выглядеть в глазах окружающих зачинщиками беспредела Дельта вовсе не стремится, либо стараясь сделать вид, что «оно произошло само», либо переводя стрелки на других – «это всё они».

В целом создаётся впечатление, что Эгоцентрические субъективисты Дельты – это публика, которая, находясь в кулуарах и за портьерой, может позволить себе намного больше, нежели в случае, если находится у всех на виду.

Кроме того, Эгоцентрические субъективисты по сути своей вынуждены искать себе «слабых жертв» (в соответствии с пп.5. и 9.), так они являются для них пищей, а процесс поиска и насыщения пищей довольно часто проходит на фоне агрессии, выражающейся в форме возмущения, поношения, обвинений, уличений, принижений, и т.д. При этом данное действо порой происходит на фоне плохо скрываемого лукавства и лицемерия.

Таким образом, Эгоцентрические субъективисты бывают довольно агрессивной и нетерпимой публикой, которую замирить, умиротворить и утихомирить невозможно в принципе, так как даже если поместить её в идеальные условия со святыми и ангелами, этих святых и ангелов можно будет только пожалеть. Читатель, основываясь на пп. 5., 9. и 9.1., сможет смоделировать, что при этом произойдёт, самостоятельно.

К слову, о знаменитом «дельтийском сраче»: вполне вероятно, что сие действо имеет в основе своей всё ту же причину – выяснение того, кто доминант, а чье место под лавкой кто омега.

Вместе с тем при всём при этом стереотип об исключительном БЭ-миролюбии и миротворчестве достаточно устойчив, что, однако, впрочем, вполне объяснимо с точки зрения упоминавшегося выше феномена Цахеса.

 

11. Двойные стандарты

Эгоцентрический субъективизм может приводить к проведению политики двойных стандартов, когда, например, одно и то же действие, выполненное разными людьми, оценивается не объективно и не по справедливости, а в зависимости от личных (эгоцентрических) предпочтений оценивающего.

Соционика: БЭ, белая этика, эгоцентрический субъективизм и объективизм
 

 

12. Соционическая БЭ и психософская 3В

Интересно, что, если смотреть на БЭ через призму Эгоцентрического субъективизма, работа данной функции чем-то напоминает психософскую 3В – в частности, к примеру, в плане эгоцентрической иерархичности восприятия, поиска недостатков в других и склонности к т.н. «переводу стрелок».

 

13. Что лучше – Объективный или Эгоцентрический субъективизм?

Везде есть свои плюсы и минусы, однако, основываясь на пп.5. и 6. данной статьи, нетрудно спрогнозировать, что общественное мнение в дальнейшем вполне может формироваться тенденциозно и в пользу Эгоцентрического субъективизма, — в том плане, что он несопоставимо лучше.

 

14. Выдвинутая ранее гипотеза о существовании БЭ-иерархии

Выдвинутая ранее гипотеза о существовании БЭ-иерархии с появлением предлагаемой в данной статье гипотезы об Объективном/Эгоцентрическом субъективизме, по-видимому, устарела, так как предлагаемая ныне гипотеза об Объективном/Эгоцентрическом субъективизме, на взгляд автора, описывает реальность точнее.

 

15. Дополнительные материалы

 

16. Заключение

Предложенная гипотеза раскрывает некоторую специфику БЭ-субъективизма.

В целом же, на взгляд автора, соционическая общественность (и, наверное, все соционические школы в том числе) в значительной находится под влиянием БЭ-манипуляций и спекуляций по образцу Крошки Цахеса — и не только зачарованно им внимает, но и прилежно ретранслирует предлагаемую тенденциозную «эгоцентрическую» картину, причём длится это уже не одно десятилетие.

Вместе с тем остаётся надеяться, что со временем соционическая картина станет более объективной.

Ну и не знаю, что сказать ещё.