1. Введение

В данной статье будет рассмотрено одно из различий в характере мышления этиков и логиков с помощью метафоры «Амфитеатр».

2. Кратко о различии в мышлении с помощью метафоры

Если этик – это вовлеченный участник, находящийся непосредственно на арене в гуще других людей, то логик – это сторонний наблюдатель, смотрящий на ситуацию со ступенек амфитеатра.

Что можно видеть, стоя на арене в гуще других людей? Своих ближайших соседей, и то не всех, а только тех, которые оказались в поле зрения. Со ступенек же амфитеатра ситуация видится по-иному – со ступенек видна общая картина, видны образуемые стоящими на арене людьми колонны, характер перемещения этих колонн, и т.д.

Соционика: этика, логика и Амфитеатр
 

У стоящего на арене этика имеется плотный контакт с рядом стоящими людьми, а у сидящего на ступеньках логика такого плотного контакта с людьми на арене нет, но зато перед его глазами открывается общая картина всего происходящего.

Этик, находясь на арене, знает, как лучше переминуться с ноги на ногу, чтобы при этом не наступить на ногу своего ближайшего соседа, но этик при этом не имеет представления о своем местоположении на арене и общей диспозиции, и поэтому не знает, как поступить, чтобы не нарушить общую расстановку колонн на арене, которая видна логику со ступенек.

Заботы стоящего на арене этика заключаются в налаживании контактов со своими соседями, а заботы сидящего на ступеньках логика заключаются в передислоцировании находящихся на арене колонн, обеспечении их координирования, взаимодействия, слаженного маневрирования, и т.д.

3. Сложности в общении между логиками и этиками

Исходя из всего вышесказанного, чтобы представить себе одну из сложностей, которая возникают при общении между логиками и этиками, достаточно представить себе диалог между человеком, находящимся на арене в гуще людей, и человеком, наблюдающим за ситуацией на арене со ступенек.

В частности, для этика мотивация логика «подвинуть одну из стоящих на арене колонн, чтобы общая расстановка получилось более удобной для взаимодействия с остальными колоннами» — это нечто немыслимое, выходящее за рамки восприятия.

Также, например, этик может переместиться в какую-либо нежелательную область арены, заблокировав тем самым возможность маневрирования стоящих на арене колонн, и недоумевать, почему логик этому возмущается.

В представлении находящегося на арене этика, причина возмущения логика не в том, что этик заблокировал своей персоной движение колонн, а в том, что логик начал лично к нему плохо относиться (встал не с той ноги, находится в дурном расположении духа, и т.п.).

4. Этики в роли организаторов и руководителей

К сожалению, согласно наблюдениям автора, многие этики свой ТИМный талант общения и налаживания контактов с другими людьми воспринимают и как наличие недюжинных организаторских способностей.

Но увы. Ведь даже если этик установит идеальные, нужные ему, отношения со всеми на арене, создаст на всей арене нужную ему эмоциональную атмосферу, будет осведомлен о малейших движениях душ и малейших желаниях — и вдобавок к этому будет обладать полным контролем над волей и разумом всех находящихся на арене людей, — всё это, вместе взятое, организовать взаимодействие колонн на арене не поможет, потому что будет отсутствовать самый важный компонент — видение ситуации на арене со ступенек.

Здесь можно также прибегнуть к метафоре с железной дорогой — невозможно организовать федеральное железнодорожное движение, сидя в купе или даже в кабине машиниста одного из поездов. Однако, к сожалению, этики, взявшиеся что-либо организовывать, пытаются делать нечто подобное — с соответствующим результатом.

Впрочем, этики, взявшиеся что-либо организовывать, — это отдельная, большая и довольно печальная история, которую стоит рассмотреть отдельно.

5. Ступеньки, арена и имидж

В целом по имиджу и используемой риторике судить, находится ли человек на арене или на ступеньках, не стоило бы, однако хотелось бы отметить, что преподнесение себя в качестве блестящих организаторов и стратегов, по опыту автора, больше характерно именно для находящихся на арене этиков.

Также хотелось бы отметить, что умение преподносить себя определенным образом в глазах других людей — это этический скилл, который не должен вводить в заблуждение.

6. Заключение

Примерно как-то так. Эта статья будет со временем дополняться, в том числе примерами.