Гипотеза о роли Драйзера (ЭСИ) в социуме
1. Гипотеза о роли Драйзера (ЭСИ) в социуме
Гипотеза состоит в том, что по крайней мере одна из ролей ЭСИ в социуме состоит в формировании имиджа социальных общностей (социальных групп).
Здесь, как предполагается, существуют два варианта:
- взращивание в общественном сознании негативного имиджа какой-либо социальной общности и «накачивание» общественности негативным отношением и осуждением по отношению к ней,
- взращивание в общественном сознании положительного имиджа какой-либо социальной общности.
(Стоит отметить, что автор не претендует на полноту описания роли ЭСИ в социуме – скорее всего, она более многогранна.)
1.1. Социальная общность и ТИМ
Наверное, можно сказать, что соционический ТИМ представляет собой социальную общность, объединяющую в себе некоторое количество индивидов.
2. Приёмы, используемые ЭСИ в соционическом информационном ареале
Рассмотрим приемы, используемые ЭСИ для формирования имиджа ТИМов.
2.1. Театральные постановки
Можно привести такую аналогию: в целом обладатели «этических» ТИМов, по-видимому, являются одновременно режиссерами и актерами социума: они могут играть в нём некие роли, а также режиссировать сцены с участием других людей, назначая при этом определенные роли и им.
Получается некоторое подобие социального театра, в которой этик-режиссер при необходимости начинает разворачивать нужную ему альтернативную реальность, трактуя слова и поступки на нужный лад, и т.д.
Г-жа Стратиевская (ЭСИ), например, написала своего рода сценарии, в которых ЭСИ играют роль непогрешимого совершенства, в то время как обладателям остальных ТИМов навязываются роли жалких убожеств, действующих в рамках этих сценариев соответствующим образом – неразумно, подло, и т.д.
Наиболее заметно эти сценарии у автора видны в описаниях интертипных отношений, где одной из сторон отношений являются ЭСИ.
Короче говоря, приём состоит в разыгрывании перед общественностью различных манипулятивных сценок, в которых ЭСИ театрально борются со злом. Роль «зла» в этом спектакле обычно вручается конфликтеру и дуалу ЭСИ.
Общественность смотрит на разыгрываемые сценки, и в общественном сознании постепенно откладываются нужные мысли, нужные ассоциации, нужное отношение, и т. д.
2.2. Работа на контрастах
Приём, подробно описанный В. Стратиевской (ЭСИ) в статье про Дельта-квадру – очернить другого, чтобы самому на его фоне выглядеть белее.
Данный приём также описывается и у В. Таланова:
«Увы, чаще «цезарь» стимулирует свое чувство превосходства не реальными достижениями (что трудозатратно), а всего лишь «опуская» и унижая других — ибо это по контрасту поднимает его самооценку».
Интересно, что в соционике достаточно подробно описано применение данного приёма ЭИИ, ИЭЭ и СЭЭ, в то время как в отношении ЭСИ информации об этом нет.
Вместе с тем, на мой взгляд, в соционическом ареале данный прием наиболее активно применяется как раз ЭСИ.
При использовании данного приёма убиваются сразу два зайца – и манипулируемый начинает выглядеть бледнее, и одеяние манипулятора начинает казаться светлее.
Стоит отметить, что в качестве фона для себя ЭСИ нередко выбирают выставляемых в неприглядном виде ИЛЭ.
2.3. Негативизация ТИМных образов
Негативизация описана в работе С. Кара-Мурзы и С. Смирнова «Манипуляция сознанием-2»:
«Используя негативизацию как разрушение, манипулятор приписывает предмету манипуляции отрицательные и плохие качества, или гипертрофированно «раздувает» имеющиеся незначительные так, чтобы они полностью «перекрывали» все положительные качества».
То же самое хорошо можно видеть у Стратиевской. Причем у нее идёт негативизация не только ТИМов, но и отдельных признаков, например, ПР «Деклатимность», «Субъективизм».
Цвет времени (ЭСИ) также использует аналогичный приём, идя при этом более сложными путями и действуя более тонко и завуалированно. Особое внимание при этом уделяется негативизации ИЛЭ.
В целом же у данного автора довольно ярко просматривается нацеленность на формирование как негативных, так и положительных ТИМных имиджей.
2.4. Self PR
Значительное внимание уделяется формированию и взращиванию в сознании общественности положительного имиджа ЭСИ.
Здесь можно процитировать А. Аугустинавичюте:
Быть приятным и любимым – то, чего виртуозно добивается каждый этический. Он умеет создавать хорошее впечатление, умеет отчитываться за содеянное, писать отчеты и притом – похвалить всех и, прежде всего, себя.
<…>
Этика всех этических более или менее творческая, они считаются не столько с нормативами, сколько с конкретной ситуацией. Этично то, что улучшает ситуацию этического, делает его более обаятельным, более необходимым, более сильным среди других людей.
3. Специфика деятельности ЭСИ в ареале соционики
3.1. Работа с социальными общностями
По-видимому, ЭСИ «работают» преимущественно над имиджем социальных общностей, а не индивидуумов – вероятно, по причине превалирования ЧС над ЧИ.
(Будет ли осуществляться «негативизация» или «позитивизация» всей социальной общности, зависит, видимо, от БЭ-отношения к конкретному представителю (конкретным представителям) социальной общности.)
3.2. Гендерные особенности
Согласно моим наблюдениям, «негативизация» социальных общностей в большей степени присуща женщинам-ЭСИ.
Также, согласно наблюдениям, женщины-ЭСИ при этом чаще мужчин придерживаются достаточно агрессивной и нетерпимой риторики.
(Да, при написании этих строк мне тоже пришлось оперировать социальными общностями 🙂 )
4. Ничего против
Автор ничего против ЭСИ не имеет, однако считает необходимым раскрыть некоторые особенности деятельности, тем более что в процессе её осуществления затрагиваются другие ТИМы, помимо ЭСИ.
5. Дополнительные материалы
Белая этика (БЭ) – это в том числе PR и манипуляция сознанием?
Гипотеза: помимо БЛ-иерархии существует еще и БЭ-иерархия?
Теги: PR, белая этика, БЭ, Драйзер, имидж, манипуляции сознанием, социальные роли, соционика: общественное мнение, формирование общественного мнения, ЭСИ, этические манипуляции, этические роли, этические сценарии, этический спектакль, этический театр
1 комментарий
Нашел моменты в описании ЭСИ от Слинько, которые согласуются с данной гипотезой:
“Очень привлекательной для Блюстителя выглядит социология. В своем стремлении классифицировать людей на группы по формальным признакам именно в ней Блюститель находит радость души.
Другое дело, что группы эти искусственные, признаки, по которым человека можно отнести к той или иной группе, банальны. Но все равно искомое достигнуто: человеки разложены по полкам, и к каждой привешен ярлык с указанием сорта и цены “товара”.
Это Блюститель придумал и абсолютизировал “субкультуры” — слишком сложно ему согласиться с существованием бесконечного разнообразия человеческих индивидуальностей.
< ...>
“Мафиозность” Блюстителя имеет очень широкий контекст. Она ярко проявляется, например, в отношении к детям: для своего собственного ребенка Блюститель поистине преданный родитель, “чужого” же может двинуть так, что увечье останется памятным на всю жизнь”.